Этот фильм был снят режиссером Виталием Мельниковым по мотивам одноименной пьесы Леонида Зорина и являлся частью исторической трилогии «Империя. Начало»: «Царская охота», «Царевич Алексей», «Бедный, бедный Павел». В центре сюжета – история княжны Елизаветы Таракановой, объявившей себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшей на российский престол. Ее судьба сложилась драматически: из-за предательства ее возлюбленного, графа Алексея Орлова, младшего брата Григория Орлова – фаворита Екатерины, она до конца своих дней оказалась узницей Петропавловской крепости. Как оказалось, он действовал по поручению Екатерины, устранившей таким образом свою конкурентку.
Виталий Мельников на тот момент уже был режиссером с именем, известным по работам «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Выйти замуж за капитана». Он часто снимал о любви и задействовал в своих фильмах лучших актрис, к которым всегда умел находить подход. Никто не ожидал, что он возьмется за создание исторического кино. «Надо мной всегда посмеивались, мол, я «бабский» режиссер… Но мне показалось, что в обществе происходит много перемен, и наступила пора обратиться к истории, в которой все повторяется… Мне казалось, что во времена исторических потрясений как раз и следует напоминать о прошлом. Кроме того, начал руководить телевизионным объединением, и появилась возможность осуществить давнее желание поработать в этом жанре», – рассказывал Мельников.
Свое решение снять трилогию режиссер объяснял так: «Это не перечисление событий в определенной последовательности. Это попытка поразмышлять над основными болячками российской истории. Личность, государство, право государства управлять жизнью и смертью подданных. А ежели ты во главе государства, то интересно, что здесь происходит с человеком, как он оценивает или переоценивает самого себя в истории. И нравственная сторона дела. Власть и нравственность. Эти три фильма объединены общей темой. Важно было проследить причинно-следственные связи многих событий, которые далеко отделены друг от друга годами, а на самом деле – теснейшим образом связаны. Как это аукнулось при Петре, так и закончилось при Павле: сумятицей, кровью, беззаконием».
В своем фильме Мельников собрал блестящий актерский состав: главные роли исполнили Анна Самохина (княжна Тараканова), Николай Еременко (граф Алексей Орлов), Светлана Крючкова (императрица Екатерина II). Последней режиссер еще за 10 лет до этого дал обещание, что однажды предоставит ей возможность сыграть императрицу. За эту роль Светлана Крючкова получила множество восхищенных отзывов. Этот образ в кино воплощало немало актрис, но именно ее нередко называли лучшей Екатериной.
Ради съемок в этом фильме 40-летней Крючковой пришлось изрядно потрудиться. Актриса рассказывала: «Работа над ролью российской императрицы Екатерины II шла очень непросто и стала одной из самых сложных для меня ролей. Во-первых, мне пришлось учиться ездить верхом. Мне, которая лошадей с детства побаивалась. А еще я до умопомрачения занималась со специалистами произношением. Известно, что Екатерина Великая всю жизнь говорила с немецким акцентом. Чтобы добиться правдоподобия, я по совету моей преподавательницы по языку полгода утром и вечером слушала текст, который настоящая немка записала на русском языке. В итоге – и это признавали даже профессиональные лингвисты – у меня получился именно немецкий, а не какой-то другой акцент… В этом фильме я выгляжу эффектно еще и потому, что оператором на нем был Юрий Векслер – мой муж. А он всегда снимал меня с особенной любовью». За лучшую роль второго плана Крючкова получила призы Киноакадемии «Ника» и кинофестиваля «Созвездие-91». Несмотря на то, что Самохина и Еременко тоже отлично справились во своими ролями, отзывы по поводу их работы были неоднозначными.
Когда фильм вышел на экраны, в газеты хлынул поток гневных писем, в основном от пожилых зрителей. На тот момент советские зрители еще не были готовы к эротике в кино, а в «Царской охоте» было несколько откровенных сцен, по нынешним временам вполне целомудренных. В одном эпизоде граф Орлов, прикрывая руками голый зад, выбегает из спальни императрицы, в другом эпизоде показана любовная сцена с участием княжны Таракановой. Для этого Анне Самохиной пришлось поступиться своим профессиональным принципом: это был первый раз, когда она сама снялась в эротическом эпизоде. До этого в откровенных сценах ее заменяли дублерши. Но на этот раз кадры с Николаем Еременко и Анной Самохиной показались зрителям старшего поколения слишком смелыми, и актеров обвинили в бесстыдстве, а режиссера – в чрезмерном внимании к обнаженной натуре.
Виталий Мельников об этом рассказывал: «На самом деле недоразумение возникло из-за рекламного ролика. Ролик делал не я. Смонтировали же его таким образом, что на коротком экранном пространстве кадры «обнаженки» смотрятся абсолютно одиозно. Они были выхвачены из контекста большого фильма». Вслед за «Царской охотой» в 1990-х гг. на экраны хлынул целый поток фильмов с куда более откровенными эпизодами, и об этом скандале быстро забыли. А позже Николая Еременко и Анну Самохину нарекли главными секс-символами отечественного кино 1980-1990-х гг.
Трилогия Мельникова получила массу претензий и от критиков. Они были связаны в первую очередь с отступлениями от исторической правды. На все эти выпады режиссер отвечал одной фразой: у него не было цели снять историческую хронику – это игровой фильм, представляющий его собственный взгляд на минувшее.