Что осталось за кадром фильма «Усатый нянь»: как главный герой сыграл злую шутку с актером Сергеем Прохановым
682
просмотров
42 года назад семейная комедия «Усатый нянь» стала одним из самых любимых фильмов советских зрителей – ее тогда посмотрели более 40 млн человек. Для Сергея Проханова роль Кеши Четвергова стала визитной карточкой и путевкой в большое кино, тем не менее сам актер недолюбливал своего героя, в отличие от детей, для которых он стал кумиром.

Зачем режиссер во время съемок надевал на голову ночной горшок, как Проханову удалось совладать с 20 детьми, игравшими в игру «Напугай дяденьку», и почему Кеша сделал его своим заложником – далее в обзоре.

Актер и режиссер Владимир Грамматиков

Этот фильм был первой полнометражной режиссерской работой Владимира Грамматикова. До этого он окончил актерский факультет ВГИКа, стал актером Театра пантомимы, отслужил в армии, а затем поступил в тот же вуз на режиссерский факультет. В качестве режиссера он дебютировал в 1976 г., в короткометражном фильме «Тайфун, фас!». Прежде чем получить возможность снимать полный метр, выпускникам режиссерского факультета обычно предстояло несколько лет работать ассистентом режиссера, затем – вторым режиссером, но Грамматикову посчастливилось «проскочить» эти этапы.

Кадр из фильма *Усатый нянь*, 1977
Кадр из фильма *Усатый нянь*, 1977

Изначально этот фильм должен был снимать Евгений Фридман, он уже собрал съемочную группу и начал проводить пробы, но тут у него появился другой проект, и сценарий комедии передали на киностудии Грамматикову. Узнав о том, что авторами были сценаристы «Зеркала» Тарковского, Андрей Вейцлер и Александр Мишарин, молодой режиссер согласился не читая. Но когда Грамматиков узнал сюжет, поначалу даже опешил: «Как это два таких автора написали такую ерунду про детский сад, про какого-то лоботряса Кешу Четвергова».

Кадр из фильма *Усатый нянь*, 1977

А история действительно выглядела странно: молодой бездельник и весельчак Кеша после школы не поступил в институт и ни на одной из работ не задерживался дольше двух недель. А поскольку за тунеядцами тогда следили, а Кеша к тому же попался на хулиганстве, разбив стекло в подъезде, участковый вызвал его на заседание комитета народных заседателей при ЖЭКе, где должна была решиться его судьба. Общественники решили дать ему шанс на исправление и отправили работать в детский сад – для того, чтобы он там прошел курс перевоспитания путем «общественно полезного труда». Все знакомые-коллеги предрекали Грамматикову провал, ведь самое сложное – снимать детей, да еще и в таком количестве!

Сергей Проханов в роли Кеши Четвергова

Несмотря на все свои сомнения, Грамматиков все же взялся за работу. Но тут возникла первая сложность: он долгое время не мог найти главного героя. Для всех претендентов он устраивал одно и то же испытание: молодого актера пускали в комнату с 20-ю детьми и наблюдали, сможет ли он найти с ними контакт – ведь на съемках это были его главные партнеры. Многие из тех актеров, которые приходили на пробы, были обаятельными, веселыми, умели играть на гитаре и петь, но «экзамен» у детей, которым разрешили играть в игру «Напугай дяденьку», не прошел ни один из них.

Сергей Проханов в роли Кеши Четвергова
Сергей Проханов на съемках фильма *Усатый нянь*, 1977

25-летний Сергей Проханов с порога заявил, что он – именно тот, кого так долго искал режиссер. Самоуверенного наглеца тут же отправили в комнату к 5-летним детям. Когда через 10 минут Грамматиков подошел к двери, он удивился мертвой тишине – обычно там стоял невероятный шум. Он открыл дверь и увидел такую картину: Проханов извивался на полу и говорил: «Мы – рыбы, а рыбы молчат!» Дети послушно повторяли все его движения без единого звука и смотрели на него с восхищением. Так режиссер понял, что наконец нашел своего героя!

На съемках фильма *Усатый нянь*, 1977
На съемках фильма *Усатый нянь*, 1977

Но проблемы с поиском актеров на этом не закончились. Грамматиков собирался снимать в своем фильме только близнецов – по закону, юные актеры могли работать на съемках не больше 4-х часов в день. Чтобы аппаратура не простаивала, а у взрослых актеров был полный рабочий день, режиссер придумал такой выход из положения: задействовать близнецов, один из которых будет сниматься в первой половине дня, а второй – после обеда. Удалось найти 18 пар близнецов, но тут затея провалилась. Хотя дети были абсолютно похожи внешне, оказалось, что они совершенно разные по характеру, и в кадре это было очень заметно. В результате из всех найденных претендентов в фильме осталась только одна пара девочек-близняшек.

Близняшки Таня и Наташа Томышевы в фильме *Усатый нянь*, 1977

Чтобы получить живую непосредственную реакцию детей, режиссер шел на разные ухищрения. Например, перед началом съемок он прятал за спину ночной горшок, а после команды «Мотор!» надевал его себе на голову. Малыши заливались смехом, а режиссер получал нужный кадр. Он рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу, а иногда даже повышал голос. В результате Грамматиков добился нужного эффекта, и дети справились со всеми задачами. Однако в будущем никто из них не связал свою судьбу с кино.

Елизавета Уварова в фильме *Усатый нянь*, 1977

К сожалению, для 75-летней актрисы Елизаветы Уваровой роль нянечки Арины Родионовны в фильме «Усатый нянь» стала последней. Еще до начала съемок она узнала о том, что у нее – рак, но отказываться не стала. Премьеры фильма Уварова не увидела – почти за год до этого, в августе 1977 г. ее не стало.

Кадр из фильма *Усатый нянь*, 1977

У зрителей комедия, которой никто не прогнозировал успеха, пользовалась огромной популярностью. На фильм ходили по несколько раз, и в итоге «Усатый нянь» стал одной из самых кассовых картин конца 1970-х гг. Попадание Сергея Проханова в образ было стопроцентным, и у него появилась целая армия поклонниц. Он ездил по всему СССР с концертами, исполняя песни из фильма и рассказывая о съемках. Позже он вспоминал: «Плакатами с моим изображением были оклеены все улицы Москвы, «шествие» картины состоялось во всех кинотеатрах страны… Приезжаем в какой-нибудь крупный город с творческим вечером – там останавливаются заводы, красная дорожка, «Волга» от горкома партии, пионеры в небо выпускают голубей, стихи читают приветственные, банкеты, персональные экскурсии, любая прихоть… Даже, бывало, автомобиль вместе со мной на руках носили. Полные стадионы собирал. В кинотеатры очереди километровые стояли. Голливуд плачет в сторонке от зависти… Дело ведь не в гонорарах – мы были идолами, кумирами, небожителями… Но образ дал столько же, сколько и отнял: много хороших ролей ушло к другим актерам, а мне на всю оставшуюся жизнь досталось амплуа разбитных «Вась» в пролетарских кепках…».

Сергей Проханов в роли Кеши Четвергова

Режиссеры засыпали его новыми предложениями, но все они были однотипными – ему предлагали играть исключительно веселых беззаботных парней, таких же, как его Кеша. Вероятность навсегда остаться заложником одной роли была очень высокой, и Сергей Проханов не захотел тиражировать этот образ. Он мечтал о серьезных и глубоких драматических ролях, но зрители и режиссеры представляли его только в комедийном амплуа. В 1978 г. ему выпал шанс разрушить этот стереотип – Проханов сыграл вероломного бывшего жениха главной героини фильма «Молодая жена». Его герой был предателем и подлецом, но это не смущало актера – он радовался возможности вырваться из амплуа «славного парня».

Сергей Проханов тогда и сейчас

Актер продолжал сниматься в кино до начала 1990-х гг., но ярких главных ролей, сравнимых по масштабам популярности с «Усатым нянем» и «Молодой женой», в его фильмографии больше не было. В тот период Проханов принял очень трудное и важное для себя решение – он ушел из актерской профессии в режиссуру. Уже 30 лет Сергей Проханов возглавляет созданный им Театр Луны и не жалеет о том, что ушел из кино.

Сергей Проханов с участниками детской актерской студии при Театре Луны

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится