Что заставило наследника знаменитой династии освоить такие профессии и другие малоизвестные факты о нем – далее в обзоре.
Его родителей знала вся страна – Егор Кончаловский родился в семье актрисы Натальи Аринбасаровой и режиссера Андрея Кончаловского. При рождении он получил имя Георгий Михалков, именно оно позже и было записано в его паспорте. Дело в том, что когда Егору исполнилось 3 года, его родители развелись, и режиссер женился на француженке и уехал из СССР. Из-за его переезда на Запад у родных могли возникнуть проблемы, и чтобы не навредить отцу и брату, за рубежом он представлялся как Кончаловский. Егор рассказывал и другую версию событий: «Кончаловским меня стали называть вслед за моим отцом, который тоже Михалков на самом деле. Но трем Михалковым тесновато на «Мосфильме», поэтому мой отец взял себе псевдоним Кончаловский». А именем Егор его называли все родные и друзья, поэтому к нему он привык с детства.
С родным отцом Егор в детстве виделся нечасто, всего несколько дней в году, когда тот приезжал в страну. Развод родителей и переезд отца за рубеж не стали для него большой трагедией – он и раньше нечасто видел их вместе дома, ведь оба были востребованными артистами. Вскоре мать вышла замуж во второй раз за художника Николая Двигубского и почти постоянно пропадала на съемках, у отца была своя бурная личная и творческая жизнь, а Егор по большому счету был предоставлен сам себе. Оставить ребенка было не на кого, и с 4-х лет его отправляли на пятидневку в писательский детский сад. Он нередко находился дома один и с детства приучился к самостоятельной жизни – уже в первом классе сам ездил в школу через весь город.
Каникулы Егор часто проводил на даче у бабушки на Николиной горе вместе с двоюродным братом Степаном Михалковым. В юности они стали неуправляемыми – выпивали, хулиганили, дрались, тайком приглашали к себе друзей и девушек. Дважды после драк Егор попадал в милицию. Он не раз позволял себе садиться за руль без прав, а когда его останавливали сотрудники ГАИ, представлялся внуком Сергея Михалкова – и его отпускали. Позже он признался: «Если бы наши матери знали, что их сыновья вытворяли, поседели бы раньше времени!»
В их семье не было принято отлынивать от службы в армии, и Егор Кончаловский с 1984 по 1986 гг. служил в кавалерийском полку при киностудии «Мосфильм». Он говорил: «Этот полк сформировали после съемок бондарчуковской ленты «Война и мир», он является частью Таманской дивизии и без конца участвовал в съемках. Но я ни разу не был занят в массовках. И хотя этот полк называют киношным, на самом деле служба там тяжелая». Съемки его тогда нисколько не привлекали, зато на киностудии он наладил собственный «бизнес»: в бутафорском цехе делал нашивки на рукава, перекрашивал погоны, выцветшие после стирки, в насыщенный цвет, красил солдатское белье в зеленый и малиновый цвета. Как ни странно, это пользовалось спросом!
Дед Егора, Сергей Михалков, был известным писателем, автором «Дяди Степы» и гимна СССР, депутатом и одним из самых богатых людей страны. Казалось, его внуку было обеспечено безбедное существование. Но в те времена даже представители «золотой молодежи» не могли себе позволить нигде не работать – за тунеядство привлекали к ответственности всех. К тому же ни дед, ни отец не баловали Егора деньгами. Впрочем, с его предприимчивостью он от этого не страдал. В кооператив «Советский писатель» он устроился лишь для того, чтобы не попасть на учет как тунеядец. Какое-то время он работал уборщиком в подъезде, но мытье полов не вызывало у него энтузиазма, и Егор нанял женщину, которая выполняла эту работу за него. Зато после этого в его трудовой книжке появилась запись «работник коммунального хозяйства».
Еще до армии Егор Кончаловский окончил военные водительские курсы, после чего требовалось отработать несколько месяцев на автокомбинате. И он устроился водителем бетоновоза! Машины часто ломались, однажды дал сбой механизм, который поднимал кузов, бетон начал застывать, и ему пришлось в одиночку сгрузить лопатой три тонны бетона.
После службы Егор Кончаловский уехал учиться в Англию и прожил там 8 лет. Еще будучи студентом, он начал работать ассистентом режиссера у своего отца в фильмах, которые тот снимал в Голливуде. В начале 1990-х гг. Егор вернулся в Россию и сам попробовал свои силы в качестве режиссера. Он начинал с рекламных роликов и документальных фильмов, одним из первых создал рекламную студию. В конце 1990-х гг. Кончаловский дебютировал в большом кино с фильма «Затворник», после чего были «Антикиллер», «Побег», «Консервы», «Кракатук», «Розы для Эльзы», «Настоящий полковник», «Возвращение в «А».
Его очень привлекало общение с актрисами и моделями, потомок знаменитой династии поначалу вел богемный образ жизни и жениться не собирался. Череда романов прервалась только тогда, когда Кончаловский познакомился с начинающей актрисой Любовью Толкалиной. В фактическом браке они прожили около 10 лет, но официально брак так и не оформили. У них родилась дочь Маша. В 2017 г. Егор стал отцом во второй раз. Его гражданская жена, юрист Мария Леонова, подарила ему сына Тимура.
Весной 2020 г. на экраны вышел новый фильм Егора Кончаловского, триллер «На Луне», в центре сюжета которого – история о мажоре, отправленном отцом на северный остров под названием Луна «на перевоспитание». По словам режиссера, это фильм о трансформации жизненных приоритетов, о чем он сам знает не понаслышке. Только сейчас, в зрелом возрасте, он может по-настоящему оценить тот жизненный опыт, который прошел сам и который не дал ему утратить этические приоритеты и научил самостоятельности.
Кончаловский говорит: «В фильме «На Луне» поднята актуальная тема. Сначала родители дают блага, а потом удивляются, откуда такие дети. Тема о мажорах современная. Я тоже был мажором… Я был представителем золотой молодежи до моего отъезда на Запад, где перестал быть кем бы то ни было, а стал просто студентом. Другое дело, что мы же так себя не вели. Конечно, бывало всякое, но что бы так, как сейчас, – никогда… Я советский человек, но мое поколение не построило систему ценностей. Нашим детям уже по 18 лет. Они на совершеннолетие получают Range Rover. Это данность для них, поэтому смысл жизни потерян… Я в восемнадцать лет работал водителем бетоновоза. Сегодня молодежь меньше подготовлена к жизни. Им свойственно разрушать. В этом слом». Режиссер признается, что этот фильм наконец изменил его самого: «Да, я многому научился. Он рассказывает об испытаниях, из которых человек выходит человеком. Вот «Антикиллер» меня не изменил, хотя я испытал на нем счастливый полет. А в этом фильме есть нежность».