Город Сен-Клод – в 60 километрах от Женевы – всегда славился своими ремеслами. Долгие зимы местные крестьяне проводили, занимая руки каким-нибудь делом – и особого успеха достигли в обработке камней. К началу XX века Сен-Клод превратился в мировую столицу огранки алмазов. Здесь теплым осенним днем – или же ненастной осенней ночью, история умалчивает – в семье торговца Жюля Вуйлерма родилась девочка, Мадлен Сюзанн, которой суждено было изменить историю ювелирного искусства.
Она рано начала рисовать и могла часами отдаваться этому делу. Пока другие дети веселились и играли на улице, Сюзан сосредоточенно наблюдала за окружающим миром – и переносила все увиденное на бумагу. Особенно нравились ей цветы, растения и насекомые – типичное, впрочем, увлечение для многих известных ювелиров. Родители решили, что негоже зарывать талант в землю, и отдали дочь в школу изобразительного искусства города Безансон. Рядом со школой находился один из старейших европейских музеев изобразительного искусства, славившийся в том числе и огромной коллекцией археологических ценностей. Спустя много лет Сюзанн, любившая бродить там среди экспонатов, будет воплощать впечатления детства в своих работах, отдавая дань образам Египта, Греции, Месопотамии…
Сюзанн была примерной ученицей, и в 1918 году получила главную награду ежегодного конкурса, проводимого школой. А спустя год перебралась в Париж и вскоре устроилась на должность дизайнера в ювелирный дом Бойвин, с которым начала сотрудничать еще в годы учебы.
Жанна Бойвин, возглавлявшая дом, сильно привязалась к девушке и предоставляла ей полную творческую свободу, а Сюзанн, в свою очередь, отдавала все силы и время работе. Уже тогда она начала экспериментировать с формой украшений, бросая вызов жесткому геометризму ар деко, и ввела тренд на сочетание драгоценных и полудрагоценных камней – особенно она любила горный хрусталь и дымчатый кварц. В двадцать четыре года она уже стала содиректором дома Бойвин, тогда же она вышла замуж за инженера Жана Бельперрона…
Но это не изменило ситуации, которая все сильнее беспокоила Сюзанн. Ее украшения приносили ювелирному дому Бойвин немалые доходы – и славу. Однако ее имя оставалось неизвестным широкой публике – таково было требование работодателя. Сюзанн же хотелось славы – в конце концов, почему она должна скромно оставаться в тени? И, спустя тринадцать лет плодотворного сотрудничества, Сюзанн покинула свое первое место работы, чтобы отправиться в свободное плавание…
Вскоре она приняла приглашение Бернарда Герца, одного из постоянных поставщиков дома Бойвен и эксперта в области драгоценных камней. Он предложил Сюзанн заняться разработкой украшений для его компании – никаких ограничений, никаких тайн и умолчаний! Так тридцатые стали временем взлета для Сюзанн Бельперрон. О ее работе для дома Бойвен, конечно, знали коллеги – но теперь ее имя гремело по всей Франции… и за ее пределами. Украшения, созданные ею, появлялись на страницах ведущих модных журналов, Диана Вриланд (редактор Harper's Bazaar и Vogue) была в восторге от ее работ, а Сюзанн тем временем направо и налево раздавала… отказы. Многие известные ювелиры и ювелирные бренды предлагали ей сотрудничество, однако Бельперрон оставалась верна творческому союзу с Герцем.
В годы войны еврей Бернар Герц попал в поле зрения гестапо. В первый раз Сюзанн удалось его спасти благодаря своим широким связям, однако он пожелал передать ей управление предприятием и зарегистрировать торговую марку на ее имя. После второго ареста он был отправлен в Освенцим, а Сюзанн присоединилась к французскому Сопротивлению.
После войны совладельцем компании стал сын Бернара Жан, чудом выживший в эти тяжелые годы. Их сотрудничество с Бельперрон длилось тридцать лет – вплоть до 1975 года. В числе их верных клиентов были члены семьи Ага-Хана, Ротшильды, Вильденштейны, герцогиня Виндзорская, звезды кино и сцены и даже… Эльза Скиапарелли, которая и сама оставила след в ювелирном искусстве.
Сюзанн Бельперрон широко использовала мотивы древнего ювелирного ремесла, черпала вдохновение в культуре Египта, Японии, Индии, Африки…
Ее очаровывало многообразие форм подводного мира – именно Бельперрон ввела моду на украшения в форме морских звезд и ракушек. Природные мотивы в работах Бельперрон приобретали особый ритм и изящество, отличались изощренной стилизацией и сложным, неожиданным колоритом.
Дерзкие и в то же время лаконичные формы, непривычные образы (серьги в форме ананасов – почему бы и нет?), необычные материалы…
Любимые ею халцедоны и кварц обнаруживали завораживающую мягкость и прозрачность, обманывая зрителя – нечто эфемерное, нечто неземное приобретало вдруг твердость камня. Бельперрон одной из первых обратила внимание на золото более низкой пробы – она называла его «девственным золотом». Она никогда не подписывала свои работы, никогда не продавала их в бутиках и не заказывала рекламных плакатов – «стиль Бельперрон» узнавали с первого взгляда.
Сюзанн Бельперрон неустанно трудилась до глубокой старости. Она погибла, поскользнувшись в ванной, быстро и нелепо – в те дни, когда размышляла над очередной коллекцией. Все имущество она завещала близкому другу. После его смерти в 2007 году новый «хранитель» наследия Бельперрон обнаружил крошечную квартиру на Монмартре, где находился обширный архив ювелира, некогда считавшийся потерянным – эскизы, фотографии, заметки, имена августейших клиентов… Так творчество главного ювелира XX века вновь обрело известность в веке XXI.