Судьба не баловала ее с самого рождения. Тамара Носова в детстве попала в детдом, хотя появилась на свет в полной семье. Когда ей было 1,5 года, матери не стало, а отец всех троих детей отдал в детский дом. Только 30 лет спустя, когда его дочь стала всесоюзно известной актрисой, он попытался наладить с ней связь, но она отказалась с ним общаться, не сумев простить ему предательства. Ее воспитали приемные родители, которые любили ее, как родную дочь.
Еще во время учебы в школе Тамара организовала в своем классе драмкружок и сама ставила в нем спектакли. Еще тогда она определилась с выбором будущей профессии. В конце войны Носова окончила школу и по возвращении из эвакуации в родную Москву поступила во ВГИК. Она мечтала об амплуа драматической актрисы, однако все педагоги в один голос твердили о том, что она – исключительно комедийная актриса. А вот в кино ей удалось начать свой путь именно в том амплуа, о котором она мечтала: однажды один из студентов режиссерского факультета мастерской Сергея Герасимова увидел ее в драматической роли на сцене театра и рассказал о ней своему педагогу. И режиссер предложил ей сыграть Валентину Филатову в своем фильме «Молодая гвардия».
Однако следующие ее киноработы доказали то, что ее педагоги из ВГИКа все же были правы – комедийные образы Тамары Носовой удавались просто блестяще. Даже эпизоды с ее участием были настолько яркими, что зрителям она запоминалась наравне с главными героями. Так, например, в первом фильме Эльдара Рязанова Носова исполнила эпизодическую роль секретарши директора Дома культуры Огурцова, и этот образ получился очень выразительным. Многие наверняка помнят и сцену из комедии «Свадьба в Малиновке», где ее героиня лихо отплясывала с Яшкой-артиллеристом в исполнении Михаила Пуговкина.
Одними из самых популярных и любимых в народе были и ее образы, созданные в киносказках «Новые похождения Кота в сапогах», «В тридевятом царстве…» и «Королевство кривых зеркал». Немногие знали о том, что в основу сценария последнего фильма был положен сюжет одноименной сказочной повести Виталия Губарева, которую он посвятил Тамаре Носовой. Она же сыграла в фильме «Королевство кривых зеркал» роль придворной стряпухи Тетушки Аксал. Писатель был мужем актрисы и не раз приглашал ее сниматься в экранизациях своих произведений. До этого она уже дважды пыталась построить семью, но оба брака оказались несчастливыми и непродолжительными.
Брак с Виталием Губаревым тоже не был долгим – они расстались через 6 лет, но эти годы Тамара Носова называла самыми счастливыми в своей жизни. Развод для обоих супругов оказался болезненным. Позже актриса рассказала о причинах их размолвки: «Мы расстались, потому что иногда матери до самой старости пытаются воспитывать детей, вмешиваются в их личную жизнь. Моя мама как раз такого склада… Он жил у нас, но у него была своя квартира. Мы нашли большую квартиру и решили съехаться, но мама отказалась туда ехать. Я не могла оставить ее одну, она была уже старая, нуждалась в уходе... В результате последовал развод, он вторично женился. Но звонил мне чуть ли не каждый день…».
Роли в своих фильмах не раз предлагал актрисе и ее следующий избранник – актер и режиссер Николай Засеев. Их роман продолжался 7 лет, однако Засеев был женат и так и не решился оставить ради Тамары Носовой жену и дочь. После этого она принципиально не соглашалась сниматься в его фильмах. Впрочем, недостатка в предложениях у нее и без этого никогда не было. В 1960-х – 1970-х гг. Носова стала одной из самых успешных, востребованных и популярных актрис. После расставания с Засеевым, окончательно утратив надежду обрести личное счастье и создать семью, Тамара полностью сосредоточилась на творческой деятельности и с головой ушла в работу.
Ее называли королевой комедии, в этом жанре ей практически не было равных. Чего только стоит роль донны Розы Д’Альвадорец в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!», на которую ее утвердили без проб. На съемках происходило немало забавных эпизодов. Актриса рассказывала: «У меня была сцена, в которой я что-то горячо говорила, сидя в кресле. Вдруг неожиданно вместе с креслом упала навзничь… Все замерли, думая, что я разбила голову. А спинка кресла оказалась такой высокой, что я не ударилась даже. Оператор в это время продолжал снимать, и в результате именно этот дубль вошел в картину». До начала 1990-х гг. Носова продолжала сниматься, а потом была вынуждена уволиться и из Театра киноактера, и с киностудии «Мосфильм». После распада СССР в кинематографе начался затяжной кризис, работы не было, актеров сокращали.
Ее сложно было назвать красавицей, но на мужчин она действовала магнетически. К тому же ее называли одной из первых модниц «Мосфильма» – она умела выглядеть эффектно и элегантно. После 6 лет, проведенных с первым мужем-дипломатом в Австрии, в ней появился какой-то заграничный шарм и лоск. У нее всегда было очень много поклонников, но, несмотря на успех и популярность, Тамару Носову всю жизнь преследовал страх быть брошенной и преданной – с тех самых пор, как ее бросил родной отец. К сожалению, ни один из тех мужчин, с которыми она пыталась построить семью, так и не сумел избавить ее от этого страха, а лишь утверждал ее убежденность в том, что мужчинам нельзя доверять.
Еще в 1970-х гг. знакомые обращали внимание на странности в ее поведении. Она всегда была достаточно закрытым человеком, а тут все больше и больше начала погружаться в себя и обрывать все связи с внешним миром. Общение с людьми ей заменяло чтение книг. Никто не знал о том, что после ухода матери и расставаний со всеми, кого она любила, актриса просто пыталась оградиться от окружающего мира, где ее снова в любой момент могли бы обидеть. Ее знакомым казалось, что у Носовой развивается настоящая паранойя. Она всю жизнь боялась одиночества, а в итоге сама его и выбрала. Последние 10 лет ее жизни были очень страшными, словно отраженными в кривых зеркалах. Актриса бедствовала и даже голодала. Ей приходилось питаться в столовой для бездомных и малоимущих, ее пенсии не хватало и на квартплату. О Тамаре Носовой некому было позаботиться, детей у нее не было – поначалу она сама не решалась родить, опасаясь прерывать актерскую карьеру, а позже не смогла выносить ребенка в отношениях с Николаем Засеевым. Он и спустя годы после их расставания продолжал ей звонить, но она все так же не отвечала на телефонные звонки. Стесняясь своего бедственного положения, актриса перестала появляться на публике и вела затворнический образ жизни, не пуская в дом даже сотрудников социальной службы.
Когда в начале марта 2007 г. ей стало плохо, она даже не позвала на помощь. Тревогу забила женщина из социальной службы, которая приносила еду и оставляла у нее под дверью. Когда на пятый день все пакеты остались на том же месте нетронутыми, дверь взломали и обнаружили хозяйку лежащей на полу. Она еще была жива после перенесенного инсульта, ее забрали в больницу, но спасти так и не смогли. 25 марта 2007 г. Тамара Носова ушла из жизни в возрасте 79 лет. К сожалению, она так и не смогла найти выход из того королевства кривых зеркал, в котором жила долгие годы.