В 1990-х – начале 2000-х гг. ежегодно выходило по несколько фильмов с ее участием, но в последние годы она очень редко появляется на экранах, хотя предложений от режиссеров поступает немало. На светских мероприятиях Апексимова тоже бывает нечасто, а среди коллег держится особняком. Какие тайны хранит одна из самых загадочных отечественных актрис, и почему почти не снимается в кино – далее в обзоре.
Наверное, любовь к искусству была у нее в крови. Ирина Апексимова родилась в 1966 г. в Волгограде в семье музыкантов: ее отец преподавал игру на фортепиано в училище искусств, а мать была хормейстером в театре музыкальной комедии. Вся ее семья была связана с миром музыки: Лариса Долина приходится Ирине троюродной сестрой, а ее родной брат Валерий – известный в США джазовый композитор и пианист. Родители мечтали о том, чтобы и дочь стала пианисткой и отдали ее в музыкальную школу.
Однако Ирина с юности выбрала для себя другой путь. Когда ей было 13 лет, ее родители развелись, и она с матерью переехала к родственникам в Одессу. Там она попала в специализированный класс с театральным уклоном, и с тех пор не представляла себя в другой профессии. Сразу после окончания школы она отправилась в Москву, чтобы поступить в театральный вуз. Однако из-за слабой подготовки и сильного одесского говора в Школу-студию МХАТ девушку не приняли, и она вернулась обратно. В течение года Апексимова выступала в составе кордебалета Одесского академического театра музыкальной комедии, а затем предприняла еще одну попытку поступить в столичный вуз, но и она завершилась крахом.
Возможно, кого-то другого такие неудачи заставили бы задуматься о выборе другой профессии, но у Апексимовой всегда был твердый характер и железная сила воли. Она уехала к отцу в Волгоград, где выступала в местном театре музыкальной комедии. При этом она не переживала о том, что на сцене в то время была «пятой в третьем ряду»: «Танцевать канкан в кордебалете для меня было счастьем, я отдавалась этому целиком и полностью, не зацикливаясь на тему, что пятая с краю и пр. Наверное, если бы серьезно училась в хореографическом училище, то у меня был бы иной подход, а так я существовала на сцене в свое удовольствие». После того как ей наконец удалось избавиться от одесского говора, ее с третьей попытки приняли в Школу-студию МХАТ, да еще и в мастерскую Олега Табакова. Но и на этом Ирина не остановилась – позже она продолжила образование в школах актерского мастерства Нью-Йорка и Лондона.
То, что другим актерам казалось пределом мечтаний, для нее нередко было лишь отправной точкой. Проработав около 10 лет в МХТ им. Чехова, где она сыграла чуть ли не весь классический репертуар, Апексимова ушла оттуда и создала собственную театральную компанию, где занималась постановкой антреприз. Еще на 2-м курсе она дебютировала в кино, причем ее старт пришелся на критические для отечественного кинематографа 1990-е гг. Но даже в эпоху повальной безработицы в актерской среде она смогла найти свое место в профессии. Она могла бы дебютировать в нашумевшей «Маленькой Вере», но одновременно ее утвердили в фильм «Башня» и сообщили ей об этом чуть раньше, и слава досталась другой актрисе. Но вскоре Апексимова наверстала упущенное, сыграв главные роли в первых новых российских сериалах «Мелочи жизни» и «День рождения Буржуя», которые и принесли ей широкую популярность.
В рамках актерской профессии ей оказалось тесно, и она попробовала себя в качестве продюсера, телеведущей и театрального деятеля. На протяжении 3 лет она возглавляла Театр Романа Виктюка, в 2015 г. стала директором Театра на Таганке. Когда ее спрашивали о том, как ей хватает сил на столько разных направлений деятельности, она отвечала: «Я как тот хамелеон, меняющий цвет. Когда на сцене, то актриса, а когда создаю новый проект – продюсер. Мне скучно двигаться исключительно по одной колее, и я не могу терпеть, когда ничего не происходит. Иные горизонты всегда рождают азарт». Апексимова признается, что всегда придерживалась принципа Наполеона: сначала ввязаться в битву, а уж потом разбираться, что к чему.
Кроме театра, кино и телевидения, еще одним ее увлечением стало пение. В 2011 г. Апексимова решила соединить свои вокальные и артистические способности, и она подготовила сольную программу «А мне Одесса – девочка!». Артистка признается: «Раньше у меня даже мыслей не было начать петь. Полагала, что не умею это делать. Я же срезалась первый раз в институте, при поступлении на факультет артистов музыкального театра, именно по причине, что не смогла спеть. Тогда это вселило в меня неуверенность, но ее разрушил лишь проект «Две звезды». Теперь я даже без специальных уроков вокала с радостью выступаю на публике со своей группой. Мы ездим по стране, даем концерты в клубах в Москве, правда, нечасто. Наш репертуар – это шуточные одесские песни, романсы Шульженко… Люди нас принимают на ура, они явно скучают по такой тематике».
За 30 лет кинокарьеры Ирина Апексимова сыграла почти в 60 фильмах и сериалах, практически в половине из них ей достались главные роли, тем не менее сама она не считает свою актерскую судьбу счастливой. После «Дня рождения Буржуя» к ней пришла громкая популярность, но актриса стала заложницей образа Амины – женщины-вамп, холодной волевой бизнесвумен, и в дальнейшем режиссеры не видели ее в другом амплуа. Ей же были намного ближе сложные драматические роли, как в драме «Клетка», где ее героиня выросла в детдоме, а затем попала в тюрьму и психиатрическую лечебницу. В последние годы Апексимова снимается в кино очень редко, и это происходит не только потому, что все ее силы отнимает руководство Театром на Таганке.
Свою кинокарьеру Апексимова не считает удачной, что объясняет следующим образом: «Моё поколение актёров начинало профессиональную жизнь как раз в то время, когда отечественное кино стремительно разваливалось. Киностудии бездействовали, актёры и режиссёры в растерянности разбредались в разные стороны. Потом возникло нечто странное под названием, кажется, «кооперативное кино». Это такая отвратительная штука, что о ней лучше и не вспоминать. И только много лет спустя (или теперь кажется, что много) начали производиться телесериалы. Так что искусство кино, честно говоря, прошло мимо меня. Я, к сожалению, так и не получила такой роли, которая позволяла бы всерьёз погрузиться в работу. И режиссёр серьёзный мне тоже не встретился. То, что периодически предлагают, – какое-то необязательное: могу сыграть я, но может и другая артистка… В кино я в принципе ничего не сыграла. Я трезво отношусь к тому, что я делаю. Поэтому я многое хотела бы сыграть в кино. Там я собственно все время играла одну роль. Ну разве что был неплохой сериал «Клетка» – единственная моя актерская работа, а все остальное так…». Именно из-за недостаточной реализованности в кино руководство театром Апексимова рассматривает как возможность оставаться в профессии и сделать для нее что-то значимое.
Наверное, ее настоящую знает только очень узкий круг самых близких людей. На публике она выглядит эмоционально сдержанной, закрытой, холодной и жесткой. А вот ее дочь Дарья Авратинская, которая тоже стала актрисой, утверждает, что видит ее совсем другой – мягкой, слабой, женственной и нежной, и что их дом – единственное место, где Апексимова может позволить себе быть такой, какой хочется.
После выхода сериала «День рождения Буржуя» их называли самой красивой семейной парой и на экранах, и в реальной жизни, и никто не догадывался о том, что во время съемок их брак трещал по швам: Семейная драма Валерия Николаева и Ирины Апексимовой.