Что такое понёвы и как по ним отличить девушку от замужней бабы
Понёва, длинная крестьянская юбка из нескольких кусков ткани, хоть и была традиционным элементом женского костюма, но носить ее следовало по правилам. В исследованиях этнографов можно найти упоминания о цветах этой одежды. Например, красный — для повседневного ношения, черный или «чернушка» — во время грустных событий жизни, а именно после смерти близкого родственника (это называлось «большая печаль»). Синий цвет символизировал грусть при «меньшей печали», то есть когда закончился годичный траур по усопшему. Строгого закрепления цветов не было, к тому же в различных областях они могли означать разные ситуации.
В разных губерниях были свои предпочтения. Под Смоленском носили понёвы-растополки, то есть те, у которых бока были открыты. Рязанские жительницы предпочитали гофрированные модели, а под Тамбовом и Орлом в ходу были так называемые кульки, понёвы, подтыкаемые за пояс.
По виду понёвы можно было судить о возрасте ее обладательницы. К примеру, замужние женщины нередко обшивали подол снизу шерстяными нитками, а для девушек, которые еще не были замужем подходили атласные ленты. Но самым точным признаком был рисунок, наносимый на ткань. Если женщина недавно родила и при этом она проживала в Воронежской губернии, то на ее понёве обязательно находился рисунок в виде «орлиного глаза».
Женщины шили одежду своими руками и носили ее очень аккуратно. Часто понёвы передавались по наследству дочери или внучке. Молодые девушки заготавливали этот вид одежды как приданое. По количеству понёв судили о достатке семьи.
Как девочек «в поньку загоняли»
Были и ограничения, правда касались они совсем маленьких девочек — они не носили понёву. Надевали на будущих невест холщовые рубашечки, а поясок был красного цвета. Так продолжалось до тех пор, пока девочка не достигала половой зрелости. И вот тогда на нее надевали понёву, но не просто так, а в процессе особенного ритуала.
Проходил он очень интересно. Когда наступал день именин, родители приглашали в гости всю родню. Девочку же ставили на широкую лавку, по которой она должна была прохаживаться. Мать же двигалась параллельно с дочерью, держа в руках распахнутую понёву и одновременно призывая свое чадо «вскочить» в одежду. По традиции девочка должна была долго и упорно игнорировать эти просьбы, но после быстро «запрыгнуть» в понёву. Все, наступал долгожданный момент, когда ее можно было звать замуж. Так как этот предмет одежды являлся символом физической зрелости, готовности к вынашиванию и рождению ребенка. Назывался этот ритуал «загнать в поньку». Подменить мать могли братья девочки, если они были старшее ее, но чаще всего все же придерживались первого варианта. Исследователи считают, что этот обряд был не только символическим, но преследовал также и практические цели: когда у женщины бывали критические дни, то длинная и плотная юбка скрывала возможные казусы от посторонних глаз.
Венчальные понёвы – и в них извольте с разбегу заскакивать
На Руси девушки редко засиживались в девках и достигнув совершеннолетия быстро выходили замуж. Есть немало этнографических исследований, где понёва описывается как одежда невесты. Например, Борис Куфтин отмечает, что в некоторых областях девушкам не разрешали носить такой наряд до свадьбы. Иначе говоря, существовали венчальные понёвы, которые шили специально для этого торжественного события и хранились в сундуке до поры, до времени. Интересно, что надевали ее примерно так же, как и во время обряда «загона в поньку». Только в этом случае держала в руках одежду и всячески уговаривала молодую впрыгнуть в нее не родная мама невесты, а ее крестная. Дальше все было как обычно — невестушка ходила взад-вперед по лавке, делая вид, что не собирается исполнять просьбы крестной, и лишь потянув хорошенько время запрыгивала в поньку.
Бывало, что девушка охотно прыгала в понёву, ведь после этого ее торжественно вели под венец. Это случалось, когда брак заключался по любви. К сожалению, такие случаи не были слишком распространенной практикой на Руси. В отдельных селениях были свои правила: венчалась девушка в своей обычной одежде, а вот новую понёву торжественно надевала только после того, как брак был заключен.
А вековухе - вечная рубаха да запон
Не только маленьким девочках приходилось ходить без понёвы, в рубашке. Это ограничение распространялось еще на некоторую прослойку женского населения. Ходить всю жизнь в рубахе, надевая сверху девичью юбку, носящую название «подол» или специальный фартук (его называли запон) должны были вековухи. Так называли женщин, которые не вышли замуж. Грустное правило, ведь таким образом можно было сразу понять, каков статус девушки. Возраст уже немалый, а одета в рубаху — понятно, что перед вами так называемая старая дева.
Монахиням тоже категорически запрещалось надевать понёву. Это было следствием добровольного отказа от мирской одежды и принятия обета безбрачия. Когда монашка облачалась в черную одежду, это приравнивалось к символическому наложению венца. Девушка навсегда отказывалась от земных плотских радостей, от супружества. Она не выходила замуж, не рожала детей. Монахинь называли христовыми невестами, это были другие, не мирские женщины. Понёва же символизировала замужество и рождение малышей, потому о ней скромным и набожным служительницам церкви даже думать было нельзя.
Ну и хлеб всегда почитался на Руси. И эти вещи делать с ним категорически запрещалось.