"Двадцать дней без войны" (1977)
Несмотря на то, что солдат к тому времени актер уже играл, на эту роль он долго не соглашался. Алексей Герман еле уговорил Никулина. В итоге они с Людмилой Гурченко создали одну из самых сильных и трогательных историй в советском кино. Сам автор Константин Симонов утвердил Никулина на роль фронтового журналиста Лопатина. Позже все зрители и кинокритики признали, что никто не сыграл бы его лучше.
"Когда деревья были большими" (1962)
Ко времени съемок в этом фильме Юрия Никулина уже знали, как Балбеса в знаменитых короткометражках Гайдая, но режиссер Кулиджанов никогда не смотрел эти комедии. Он предложил Никулину роль, увидев его цирковую игру. На эту тяжелую драматическую роль актер не сразу согласился.
В итоге роль Кузьмы Иорданова, преступника, у которого вдруг пробудилась совесть, стала одной из лучших за всю карьеру актера. Картину даже отправляли на Каннский кинофестиваль в 1962 году. Сам Юрий Никулин признавался, что так вжился в роль Кузьмы, что его даже однажды не пустили в магазин, приняв за бандита».
"Ко мне, Мухтар!" (1965)
Съемки фильма проходили почти одновременно со знаменитой «Операцией Ы» Гайдая. От актера потребовался максимальный профессионализм, чтобы быстро «превращаться» из недалекого разбитного Балбеса в серьезного милиционера Глазычева. Разница между его предыдущими ролями казалась Никулину слишком значительной.
Готовился актер к роли очень тщательно. Он посещал тренировки в милицейском собачьем питомнике, даже выезжал на спецоперации с милицейской бригадой. Собак в фильме снимали несколько, но основную работу проделал пес по кличке Дейк. Это был питомец простого московского инженера, не имеющий никакого отношения к милицейской службе. Никулин говорил, что полюбил эту собаку, как свою собственную.
"Андрей Рублев" (1966)
Это самая сложная роль Юрия Никулина по его собственному признанию. До этого он не играл ничего похожего. Всего пара эпизодов в фильме сделала актера по-настоящему знаменитым, хотя он даже не упоминался в титрах. Игра в фильме заняла всего четыре дня съемок, но «запала в душу» Никулину на всю жизнь.
Роль монаха Патрикея была не просто сложной, она потребовала от актера всех душевных и физических сил, показала всю глубину человеческого страдания. Его жестоко пытали, так натурально пытки раньше никто из режиссеров не снимал. И не играл. Юрию Никулину удалось в своей эпизодической роли выразить всю силу русского человека, не выдавшего тайну даже после неописуемых мучений. Именно после этого фильма уже никто не сомневался, что Никулину под силу любая, даже самая сложная, роль.
"Они сражались за родину" (1975)
Юрий Никулин прошел две войны, пережил блокаду, имел несколько боевых наград. Поэтому роль в этом фильме далась ему относительно легко. Он сыграл солдата Некрасова мастерски: трогательно и чувственно. Самому актеру в годы войны было всего 20 лет, но играть ему пришлось солдата бывалого, опытного, что ему с блеском удалось.
Съемки проходили на берегу Дона, точно в тех местах, которые описал в своем романе Шолохов. Поначалу Никулину приходилось «разрываться» между работой в цирке и участием в фильме, потом он все же выбрал кино. Следующие три месяца он провел в солдатской форме, практически не снимая ее.
"Чучело" (1983)
В этой драме Юрий Никулин сыграл доброго, терпеливого и бескорыстного дедушку Лены Бессольцевой. Эти двое стали единственными положительными персонажами этого крайне тяжелого и глубокого фильма. Роль Лены мастерски сыграла юная Кристина Орбакайте, удивив своим талантом поклонников ее звездной мамы.
Никулин отнесся к этой работе серьезно и трепетно, не раз обсуждал нюансы своей роли с Роланом Быковым. У Кристины прямо перед съемками умер любимый дедушка, Юрий Никулин полностью заменил его девочке. Они сроднились за время съемок, даже после она никак кроме «дедушкой» его не называла.
Все эти серьезные роли раскрыли зрителю «другого» Никулина. Конечно, он для всех остался в первую очередь Балбесом, но и драматические его работы тоже остались у многих в памяти. Они стерли все сомнения в многогранности таланта актера и вписали его имя в историю серьезного советского кино.