Колливуд
Один из основных конкурентов Болливуда – тамильский кинематограф. Тамилы вообще всячески отделяют себя от хинди-культуры, но «своё кино» завели не поэтому, а потому, что их язык даже не в родстве с хинди, а культура в целом имеет совсем другие традиции. Снимают тамильское кино обычно на Шри-Ланке, но при этом центром его считается город Ченнаи (прежде известный европейцам как Мадрас) в Тамилнаде, одном из южных штатов Индии.
Колливуд – одна из трёх крупнейших киноиндустрий в стране, и по количеству фильмов в год Колливуд то и дело оказывается на первом месте. Основателем индустрии считается сам себе режиссёр, продюсер и оператор Натараджа Рангасвами Мудалиар. Ему довелось учиться в Лондоне – там он основам кинодела и выучился. Приехав на родину, он стал снимать ещё немые фильмы с титрами на трёх языках – родном тамильском, государственном английском и популярном хинди.
Первым полнометражным фильмом тамильской киноиндустрии стала лента «Калава», посвящённая герою индийского эпоса Арджуне. Он вышел в 1932 году, после множества коротких лент, которые позволили собрать капитал, необходимый для съёмок полнометражки. Сейчас фильмы Колливуда, помимо Тамилнада, смотря на Шри-Ланке, в Малайзии и Сингапуре, а также везде, где, благодаря глобализации, есть крупные тамильские диаспоры.
Сейчас лучшие колливудские проекты постоянно участвуют в международных кинофестивалях Европы, Азии и Нового Света. В советском прокате тамильские фильмы тоже шли, но легендарными не стали. Одной из самых знаменитых актрис Колливуда была Силк Смита, о которой в 2011 году сняли удивительно красивый и грустный фильм «Грязное кино» (The Dirty Picture). В этом фильме воспроизводятся легендарные эпизоды из фильмов Силк Смиты. Некоторые звёзды Колливуда снимаются и фильмах на хинди, как, например, актриса, известная как Рекха.
Толливуд
Так называют киноиндустрию на языке телугу – одном из множества современных индийских языков. Это – третий из лидеров индийской киноиндустрии. Её центром стал город Хайдарабад, тоже на юге Индии, но в штате Андхра-Прадеш. Его отца зовут Рагхупати Венкайя Найду. В юности Найду собирался стать художником и уехал учиться живописи и скульптуре в Мадрас (ныне Ченнаи). Уже в большом городе он увлёкся фотографией – хобби тогда очень затратным по времени и деньгам. Шаг за шагом, к сорока годам Найду дошёл и до кинематографа, начав снимать в 1909 году короткометражные фильмы.
Одна из киностудий Толливуда, Кинокомплекс Рамоджи, внесена в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшая в мире. Там снимают фильмы на множестве индийских языков, не ограничиваясь телугу, и даже с участием голливудских актёров. Толливудские фильмы тоже показывали в советских кинотеатрах. Самый большой отклик у зрителя вызвала лента «Фотография в свадебном альбоме». Один из главных героев картины – юноша, который мечтает стать танцором. Его мать умирает накануне фестиваля, к которому он долго и упорно готовился, возлюбленная возвращается к мужу, он падает духом и его карьера оказывается сломана. Но в итоге он выводит на сцену дочь своей возлюбленной и в момент её триумфа умирает.
Актрисы Толливуда порой жалуются на то, что, в отличие от Болливуда, южноиндийские актрисы получают за съёмки невероятно мало, в десятки, а то и сотни раз меньше актёров в ролях того же плана. Кроме того, сценаристы Толливуда предлагают меньше ролей для актрис старше тридцати, чем в Болливуде.
Молливуд
Как можно заметить, прозвища киноиндустрий в Индии не отличаются разнообразием. Молливуд – это киностудии, снимающие фильмы на малаялам в южном штате Керала. Керала – единственный индийский штат, где женщин больше, чем мужчин. Там же самый высокий уровень грамотности населения.
В первом фильме на малаялам главную роль сыграла женщина из касты неприкасаемых, что вызвало протесты индуистов – причём не только потому, что она играла представительницу высших каст, но и потому, что демонстрировать женщину с экранов они посчитали развратом. Сам фильм собрал слишком маленькую сумму, чтобы возместить расходы на его съёмки, и режиссёр, Джей Си Дэниэл, больше к кинопроизводству никогда не возвращался. Золотым веком Молливуда стала эпоха конца восьмидесятых – начала девяностых.
И в СССР, и среди любителей индийского кино в наше время фильмы Молливуда не пользуются особым успехом, вероятно, из-за проблем с переводом. Тем не менее, среди них есть картины, отмеченные жюри международных кинофестивалей. Самой знаменитой картиной Молливуда считается драма «Рождение» 1988 года.
По сюжету, семья студента по имени Рагху ждёт его приезда на свадьбу сестры. Но Рагху всё не едет, и отец напрасно каждый день выходит к остановке автобусов в надежде его встретить. Зато в газете мелькает его имя: вроде бы его арестовали по политическим мотивам. Отец спешит в полицейский участок, но ему не просто не дают увидеть сына, а делают вид, что ничего о нём не знают. Ад, сквозь который проходит отец Рагху, приводит семью к пониманию, что сына просто запытали до смерти. Но отец словно теряет способность воспринимать реальность. Фильм получил награды в Каннах, Локарно, Эдинбурге, Чикаго, Бергамо, Тегеране и, конечно, Индии. Благодаря понятной практически во всех странах трагедии он не остался просто экзотической диковинкой для иностранного зрителя.
В индийском кино всегда было что-то созвучное сердцу российского зрителя: 10 любовных историй Болливуда, над которыми рыдали в СССР.