Константин Бранкузи (Constantin Brâncuși; 19 февраля 1876 — 16 марта 1957 гг.) — выдающийся румынский скульптор ХХ века, яркий представитель авангардизма. Константин Бранкузи большую часть жизни прожил во Франции, а его друзьями на протяжении многих лет были лучшие парижские художники и интеллектуалы. На творчество мастера огромное влияние оказало румынское народное искусство, а его биография представляет собой образец непростой судьбы великого художника, добившегося признания еще при жизни.
Константин Бранкузи по праву считается одним из основоположников абстрактного скульптурного искусства. Его работы на аукционах всегда вызывают огромный интерес публики и стоят десятки миллионов долларов.
Биография Константина Бранкузи
Константин Бранкузи родился 19 февраля 1876 года в деревне Хобица, расположенной на юго-западе современной Румынии в семье крестьянина. Он был младшим из шести сыновей, с юных лет увлекался резьбой по дереву и лепкой из глины. В девятилетнем возрасте умер отец мальчика и сразу после окончания начальной школы Константин был вынужден несколько лет работать посыльным у местного купца, а затем слугой в Крайове, чтобы помогать матери материально.
Когда юному художнику исполнилось 18 лет, он изготовил скрипку из подручных материалов, которая очень понравилась богатому промышленнику. Впечатленный талантом молодого человека, предприниматель помог юноше устроиться на учебу в художественную школу в Крайове. Бранкузи блестяще окончил это учебное заведение в 1898 году и был зачислен в Бухарестскую школу искусств, где получил полноценное художественное образование и стал обладателем нескольких престижных наград. Вскоре молодой скульптор получил и первый крупный заказ на изготовление общественного памятника — бюста генерала Кэрола Давилы (Carol Davila).
Но созданная художником скульптура не понравилась строгой комиссии, члены которой высказали множество претензий к работе и потребовали ее переделать. Молодой мастер отказался не только от доработки, но и от части авторского гонорара и решил уйти пешком в Париж. Попрощавшись с матерью, Константин Бранкузи отправился в длительное путешествие через Австрию, Германию и Швейцарию. В Вене он задержался на несколько месяцев, чтобы ознакомиться с коллекциями местных музеев. Затем художник добрался до Мюнхена, где также прожил некоторое время и вновь пустился в дорогу. Уже на территории Франции, недалеко от городка Люневиль, молодой человек заболел воспалением легких и чуть не умер, но его выходили доктора женского госпиталя.
Оправившись от тяжелой болезни, Константин Бранкузи не рискнул идти дальше пешком и оставшуюся часть пути до Парижа проделал на поезде. По прибытии в столицу Франции 29-летний художник был зачислен в Высшую школу искусств, но отучился в ней всего год и бросил учебу. Его пригласили работать подмастерьем к Огюсту Родену (Auguste Rodin), но Бранкузи отказался и решил стать самостоятельным скульптором.
Для реализации амбициозной цели Константин снял небольшую квартиру-студию на Монмартре и начал развивать собственный революционный стиль. В условиях повышенного интереса к авангардному искусству, работы Бранкузи оказались востребованы публикой. Уже через несколько лет скульптуры мастера выставлялись на выставках в Париже и Бухаресте, а в 1914 году их увидели жители Нью-Йорка.
С этого времени Константин Бранкузи стал одним из самых известных скульпторов в Европе и Америке. Периодически он наведывался в США, но, в основном, жил в Париже. В своей студии скульптор обустроил обстановку в духе родной Румынии, где принимал приятелей, играл на скрипке и готовил национальные карпатские блюда.
Среди его друзей было множество известных деятелей искусства, в том числе:
- Амедео Клементе Модильяни (Amedeo Modigliani);
- Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire);
- Пабло Руис-и-Пикассо (Pablo Picasso);
- Анри Жюльен Фелис Руссо (Henri Rousseau);
- Марсель Дюшан (Marcel Duchamp).
Самые близкие отношения мастер поддерживал с композитором Эриком Сати (Erik Satie), но их дружба продлилась лишь до 1925 года, когда эксцентричный реформатор музыки умер от цирроза печени. На протяжении многих лет Константин Бранкузи вел беспечный и веселый образ жизни. Он никогда не был женат, но много времени проводил в обществе женщин, любил хорошее вино и шумные компании.
Долгие годы скульптор увлекался мифологией и народными сказаниями, черпал вдохновение для своих работ в африканском искусстве и восхищался египетской скульптурой. Несмотря на приглашения властей, мастер отказывался переезжать в Румынию до самой смерти, хотя и выполнил несколько заказов для земляков. Только в 1952 году художник получил французское гражданство, но его жизнь уже подходила к концу. 16 марта 1957 года Константин Бранкузи умер в Париже и был похоронен на кладбище Монпарнас. Он оставил потомкам более 200 скульптурных работ и навеки запечатлел свое имя в истории мирового искусства.
Самые известные работы Константина Бранкузи
Среди множества произведений великого скульптора ХХ столетия есть немало шедевров. И все же, к числу самых известных работ Константина Бранкузи относятся:
- «Мисс Погани» (1912-1933) — серия из 5 версий скульптурных портретов венгерской художницы Магрит Погани (Margit Pogany). Первая работа изготовлена из мрамора, остальные — из бронзы.
- «Птица в пространстве» (1912-1940) — цикл из 29 версий скульптур из мрамора, бронзы и гипса с изображениями волшебной птицы из румынского фольклора. Один из вариантов шедевра в 2007 году купили на аукционе Christie's за 27,4 миллиона долларов.
- «Принцесса Х» (1915-1916) — самое скандальное произведение художника, созданное из полированной бронзы. По словам автора, он изобразил в этой работе светскую львицу Марию Бонапарт, хотя большинство зрителей видят в ней эрегированный фаллос.
- «Скульптурный ансамбль в Тыргу-Жиу» (1935-1938) — монументальный комплекс из трех работ, посвященных героям Первой мировой войны. Включает «Бесконечную колонну», «Стол безмолвия» и «Врата поцелуя». Ансамбль является одним из величайших шедевров уличной скульптуры современности и вершиной творчества мастера.
Константин Бранкузи прожил долгую жизнь и навсегда останется в памяти ценителей искусства ХХ столетия. Добившись всемирного признания, он всегда оставался простым и веселым человеком, сыном румынского крестьянина из карпатской глубинки.