Роскошь жизни знаменитых куртизанок девятнадцатого века кружит голову многим спустя век и более. Для своего времени, когда в европейских странах жена часто не могла владеть собственностью, после свадьбы полностью передавая её мужу, а девушки не могли надеяться построить карьеру и вступать в отношения, с кем захотят, куртизанки выглядели свободными женщинами, а их образ жизни в целом был похож на образ жизни современных светских красавиц.
Многие понимали, что такая жизнь у куртизанок должна была быть сопряжена с унижением человеческого достоинства, но никто не задумывался, как оно точно выглядит, это унижение — просто с тобой приличные дамы не здороваются, что ли? Эта тайна легко открывается, стоит углубиться в биографии знаменитейших дам полусвета. И, пожалуй, для описания обратной стороны их жизни больше подходят слова «кошмар» и «ад», хотя унижения человеческого достоинства там, конечно, тоже было хоть отбавляй.
Кора Перл
В середине девятнадцатого века Францию покорила экстравагантная молодая англичанка по имени Кора Перл. Она красила волосы в цвета, которые сейчас назвали бы «химическими», а гостей на своих ужинах «для друзей» постоянно находила, чем удивить. Так, например, зимой она подавала фрукты на подносах, устеленных пармскими фиалками — это было баснословно дорого. Однажды гость случайно разбил недешёвый бокал — и Кора, мило улыбаясь, расколотила на счастье ещё четыре. На клиентах она зарабатывала достаточно, чтобы можно было бить на счастье даже богемский хрусталь.
Один поклонник Перл принёс ей орхидей на тысячу фунтов стерлингов — она высыпала их на пол ковром и станцевала канкан. В другой раз она принимала гостей, сидя в ванне с шампанским.
А как-то раз посреди ужина её саму внесли на гигантском подносе — абсолютно голую, что было не очень принято даже в полусвете.
Кстати, чтобы кожа загадочно мерцала, зимой она пользовалась пудрой с серебряной и жемчужной пылью. А летом — загорала, что для красавиц того времени считалось абсурдным, ведь красивее всего — белая кожа. Во время франко-прусской войны она устроила в своих домах (да, она владела несколькими) солдатские госпитали и оплачивала закупку всех необходимых для лечения раненых средств. Казалось, слава её не померкнет — ведь она может перестать быть куртизанкой, но уже прославилась как патриотка. Но, когда Коре было тридцать семь, её карьера покатилась по наклонной.
Молодой француз Александр Дюваль спустил на причуды Перл всё своё состояние. Когда он больше не смог оплачивать её услуги, Кора прекратила с ним связь — куртизанки терпели своих мужчин не из любви к мужчинам. Дюваль демонстративно застрелился у неё на пороге, и женщину начали травить чуть не всей Францией. Банкиры, с которыми Перл имела дела, даже пытались нарочно её разорить.
Вскоре ей пришлось уйти из дам полусвета в проститутки для условного среднего класса, а после того — обнаружить у себя онкологическое заболевание. С некоторой вероятностью, на его развитие повлияла серебряная пудра.
Впрочем, и без серебряной пудры косметика сводила куртизанок в могилу (равно как и повсеместно распространённый в их среде сифилис). Краситься им приходилось каждый день, а в популярных белилах содержался свинец. От его избытка дамы буквально разлагались заживо.
Что касается блестящей карьеры Перл, то она началась с банального изнасилования. Когда Кора была молоденькой модисткой, её подпоили, а утром просто подсунули деньги. Выбора такая ситуация, частая среди швей, не оставляла: несчастная или шла в проститутки, или топилась. Очень редко возможен был вариант с монастырским приютом для падших. Судьба Перл удивительна только тем, что она, оказавшись проституированной, смогла выжать из ситуации так много. Тысячи других изнасилованных женщин кончали свою жизнь в подворотне, где клиенты — пьяные матросы и мастеровые — не слишком придирчиво выискивали признаки сифилиса на лице проститутки.
Мари Дюплесси
В примечаниях к роману «Дама с камелиями» Дюма-сына можно прочесть, что прототипом главной героини Маргариты стала куртизанка Мари Дюплесси. Главная героиня, как и её прототип, больна туберкулёзом и потому не переносит сильных цветочных запахов. Её любимые цветы — нежные камелии. Маргарита искренне влюблена в молодого человека по имени Арман Дюваль и ради него распродаёт своё имущество — но отец Армана нажимает на неё, чтобы прекратить их связь. Она возвращается к ремеслу куртизанки, что ускоряет течение болезни и приближает её смерть.
Роман о прекрасной и несчастной, чистой душой падшей женщине моментально обрёл популярность. К тому же факты не давали усомниться: роман был автобиографическим. По его сюжету позже поставили оперу «Травиата». В двадцатом веке историю дамы с камелиями многократно экранизировали, по ней ставили спектакли и балеты. В мелодраматических экранизациях засветились такие звёзды, как Грета Гарбо, Колин Фёрт, Рудольф Валентино и Сара Бернар.
Но история, которая скрывалась за книгой, была куда грязнее и трагичнее.
Будущая Мари Дюплесси, а пока Альфонсина Плесси провела своё детство в нормандской деревне. Отец Альфонсины постоянно жестоко избивал её мать, и однажды чуть не убил — чудом спас проходивший мимо почтальон. Вырвавшись из рук садиста, женщина просто сбежала без оглядки, оставив дома двух дочерей. Поначалу за детьми приглядывала тётушка, но потом отец решил, что восьмилетняя дочка годится, чтобы заменять жену по хозяйству. Согласно некоторым источникам, он насиловал её и даже продавал другим мужчинам. Потом то ли отправил её в Париж сам (как считается), то ли она от него сбежала.
Некоторое время девочка пыталась зарабатывать на жизнь как прачка. Это была физически тяжёлая работа, и хватались за неё только от отчаяния. Калечил труд прачки быстро — тонны белья, которое приходилось часами стирать внаклон или огромными мокрыми грудами переносить с места на место, надёжно убивали спину, а многим женщинам обеспечили опущение матки. Возле прачек постоянно ошивались любители девиц и вербовщики в проституцию — работа эта была так тяжела, что даже самая добронравная девица или молодая вдова, надорвавшись, соглашалась на предложение заработать немного самым порицаемым из законных тогда способов.
Альфонсине, которая стала Мари, повезло — она была хорошенькой, что давало ей возможность стать содержанкой. После нескольких «покровителей» она оказалась в руках Шарля дю Морни, большого любителя почувствовать себя Пигмалионом при Галатее.
Дю Морни научил Мари-Альфонсину читать и писать, выбирать наряды, хорошо себя подавать — в общем, вывел в категорию «дорогостоящих». Она родила ему ребёнка — дю Морни пристроил его одной из тех нянек, которым отдают детей, чтобы их поскорее приморили, а Мари уверил, что малыш растёт себе здоровенький в деревне. Мари после него получила богатую клиентуру, любовников привлекало не только ее красота, но и то, что она слыла самой элегантной женщиной Парижа и принимала в своем салоне известных артистов, художников и композиторов… То, что предмет их страсти и плотских утех страдает от неизлечимой болезни, мужчин не волновало.
Уже в двадцать один год здоровье девушки было настолько разрушено, что ей пришлось выйти замуж сначала за одного своего поклонника, потом за другого. В двадцать три года Мари умерла, всё её имущество было тут же распродано за долги.
Каролина Отеро
Прекрасную Отеро приводят в пример как куртизанку, жившую припеваючи. Она сводила с ума Париж, выдавая себя за испанскую цыганку (цыгане были в большой моде). На вершине карьеры Отеро принимала как любовников только одновременно знаменитых и богатых мужчин. Она удивительно хорошо и выразительно умела танцевать и использовала выступления, чтобы повысить свой статус и цену у клиентов за счёт славы артистки. Считается, что шесть мужчин застрелились, потому что Каролина сочла их недостойными допуска в свою постель.
Каролина прожила без трёх лет век, и, по легенде, последние десятилетия её содержало… казино. На память о тех миллионах, которые она сама когда-то просаживала там, да ещё и приводила с собой развлекаться таким образом мужчин.
Каролина дружила с писательницей Сидони Колетт, покорила мужчин с именами, вписанными в историю, позировала известнейшим художникам (включая Михаила Врубеля) и фотопортретистам. Она пережила обе мировые войны, надиктовала ставшие известными мемуары, а позже стала героиней нескольких книг и фильмов — уже, конечно, не своей волей. Кстати, в мемуарах сильно досталось её клиентам (они нередко вызывали у неё отвращение), и не самые приятные их образы перекочевали из них и в фильмы и книги о Прекрасной Отеро.
Обратная сторона её славы была не слишком приятна. Начиная с неуважения, которое к ней проявляли — например, распуская слухи, что она прямо в казино обслужила одиннадцать мужчин, чтобы продолжить игру. В общем-то, слухи были недалеки от правды. Конечно же, в казино Каролина клиентами не занималась, но из-за игромании, уже будучи в возрасте, она добывала деньги мелким воровством и проституцией с не самыми щедрыми посетителями.
В конце концов она разорилась совершенно, и неизвестный доброжелатель оплачивал ей до конца жизни место в пансионе для малоимущих пожилых дам.
А начала «карьеру» она практически так же ужасно, как и Мари Дюплесси. Дочь вдовы, маленькая испанка Августина — так её тогда звали — фактически жила и кормила мать подаянием. Однажды, когда она возвращалась домой с выпрошенными хлебными корками, на неё напал сапожник. Девочка не могла от него ни убежать, ни отбиться, но успела крикнуть, прося о помощи. Подбежавшие чуть позже две женщины спугнули насильника, а саму десятилетнюю Августину нашли в таком ужасном состоянии, что без шуток полагали, что она вскоре умрёт. Девочку отвели домой.
Августина выжила. Её мать попыталась заявить в полицию, но сапожник скрылся от закона, сев на корабль до Америки. Деревня же моментально заклеймила девочку падшей. Её оскорбляли, над ней издевались, и, без сомнения, она подвергалась как минимум домогательствам от других мужчин. В двенадцать лет Августина, не выдержав такой жизни, нашла себе любовника и сбежала с ним из дома. Она устроилась танцевать в кабак. Там же начала принимать первых клиентов.
Её по-прежнему насиловали, но теперь она, по крайней мере, получала за это деньги. Так утешали себя многие.
От любовника она забеременела, сделала аборт и стала бесплодной. В карьере куртизанки это скорее минус, чем плюс — многие дорогие куртизанки, в которые выбилась Августина, могли оставить «ремесло», живя на содержание отца своего ребёнка. Долгие годы Каролина (так теперь звали девочку) терпела клиентов не самого высокого пошиба, пока в двадцать, благодаря своему танцевальному таланту, не нашла покровителя почище и не уехала с ним в Париж. Дальнейшее известно. И, увы, до сих пор подаётся как красивая жизнь.