За свою дебютную работу в фильме Павла Чухрая «Вор» Михаил Филипчук получил несколько престижных кинопремий, в том числе «Молодой актер», который называют «Детским Оскаром». Ему прочили блестящую актерскую карьеру, но он выбрал для себя другой путь, навсегда исчезнув с экранов, а позже и уехав из страны. Как сложилась судьба этого талантливого парня, как он выглядит и чем занимается в наши дни – далее в обзоре.
7-летний первоклассник Михаил Филипчук попал в кино совершенно случайно. Однажды к ним в подмосковную школу зашел ассистент режиссера киножурнала «Ералаш», который искал среди учеников начальных классов новые лица для выпусков юмористической детской программы. Мишу пригласили на пробы. В «Ералаш» он так и не попал, но его фотографию увидел Павел Чухрай, что решило судьбу мальчика. Именно таким режиссер представлял себе главного героя фильма «Вор».
Филипчук прошел несколько проб, во время которых убедил режиссера в том, что первое впечатление не было обманчивым. Мальчик оказался не только невероятно обаятельным, но и абсолютно раскованным и очень непосредственным перед камерой. Казалось, он обладал врожденным артистизмом и без труда выполнял все задачи, которые перед ним ставили. Позже Чухрай признавался: «Я понимал, что этот парень для меня просто находка. И мы его все обожали на съемках, потому что он очень веселый парень, при всей широте его возможностей драматического актера, он очень веселый, совершенно затравил нас анекдотами всяческими школьными. Причем было интересно: очень быстро взрослел на площадке…».
Перед 7-летним актером стояли очень сложные задачи, ведь его партнером по съемочной площадке был Владимир Машков, на фоне которого он не должен был потеряться, ведь именно маленького мальчика режиссер видел главным героем своего фильма. «Вор» – это мое раннее детство, воспоминания, которые мне хотелось материализовать на экране. Дело не в сюжете, а скорее в атмосфере той поры… Я снял балладу о своем ровеснике – о мальчишке. Именно он – главный герой картины, а вовсе не Толян в исполнении Машкова. И если кто-то этого не понимает, значит, у меня что-то не получилось», – объяснял Павел Чухрай. Для него этот фильм был в первую очередь историей об украденном детстве, о безотцовщине как главной беде послевоенного времени, а не об обаятельном воре.
Миша Филипчук со своей ролью справился блестяще и заслужил несколько престижных наград: он стал лауреатом премии «Золотой Овен» в категории «Лучшая детская роль», лауреатом Специального приза жюри актерскому трио (вместе с Владимиром Машковым и Екатериной Редниковой) на международном кинофестивале в Таллине, получил приз международного фестиваля актеров кино «Созвездие-97» в номинации «Дебют», а также завоевал приз «Молодой актер», известный в США как «Детский Оскар». После такого шумного и успешного дебюта Миши Филипчука о нем заговорили как о самом перспективном юном актере России.
В том же 1997 г. мальчик снялся еще в 2-х фильмах: он сыграл Юрия Лужкова в детстве в короткометражке «Мы дети твои, Москва» и ученика главной героини, деревенской учительницы Насти в дебютной режиссерской работе Владимира Машкова, новогодней мелодраме «Сирота казанская». В 1998 г. Филипчук снялся в эпизодической роли в боевике Ивана Дыховичного «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2», и эта работа стала последней в его фильмографии.
Его внезапное исчезновение с экранов стало для всех полной неожиданностью, ведь на юного актера возлагали большие надежды. Но он еще в детском возрасте решил, что эта профессия – не для него. Первые съемки в фильме «Вор» продлились год и оказались для мальчика достаточно тяжелыми. И уже в подростковом возрасте в одном из интервью Филипчук рассуждал: «Актер – это совсем не легкая профессия. Если ее выбрать, то будешь постоянно зависим: пригласят, не пригласят. Это тяжело. Поприглашают несколько раз, и ты думаешь: это моя профессия. Ты только и снимался, школу забросил, все забросил. А теперь все – не приглашают. Молодость прошла, и тебя не приглашают никуда. Что делать? На что жить?.. Я только потом понял, что играть – это жить двумя жизнями. Очень странное ощущение. В фильме ты один человек, а в жизни другой. Меня потрясло, когда в фильме моя мама, которую играет Екатерина Редникова, умирает, а потом тут же встает, смеется, начинает разговаривать… Было тяжело перестроиться так быстро на действительность. Я был как в каком-то тумане – то там, то здесь… Играть роль в кино – это не более чем врать. Чтобы хорошо играть, нужно просто уметь врать… Перспектива эта меня не обрадовала. Всю жизнь врать…».
К тому же совмещать работу в кино с учебой оказалось очень сложно: весь 1-й класс Миша пропустил, снимаясь в фильме «Вор», половину 2-го класса длились съемки «Сироты казанской». Наверстывать упущенное было нелегко, к тому же у мальчика не складывались отношения с одноклассниками: кто-то с ним не общался – думали, что после такого успеха он будет зазнаваться, а кто-то наоборот проявлял чрезмерный интерес. «Было такое дурацкое отношение ко мне… Казалось, что со мной все хотят подружиться только потому, что я звезда», – признавался Миша.
Еще в школе он увлекся физикой и информатикой и решил получить «какую-то более вещественную» профессию. Филипчук выбрал факультет общей и прикладной физики в Московском физико-техническом институте, а после окончания учебы, решив, что по специальности не сможет найти работу с достойной оплатой, стал бизнес-консультантом. Проработав несколько лет в Москве, юноша переехал в США, в Сан-Франциско, где устроился программным инженером в крупную фирму. В свободное время Михаил путешествует с друзьями по миру.
О том, что его актерская карьера не сложилась, 31-летний Михаил Филипчук не жалеет – он занимается любимым делом и чувствует, что в свое время сделал правильный выбор: «Считаю, что люди не способны на ошибки, – только на накопление опыта, потому повода жалеть не имею... Когда кино не стоит на первом месте, но почти всегда требует значительное количество времени, сложно себе представить, чтобы оно не мешало другим интересам... На данный момент я не уверен, что способен сыграть какую-нибудь роль, чтобы это доставило значимое удовольствие окружающим. Мне часто говорили, что у меня талант, но даже если так, то талант определяет относительно малую часть навыка. Требуется гигантская работа, и я краем глаза наблюдал, как мои знакомые проводят многие часы, оттачивая те или иные аспекты актёрского искусства. Мне до них безмерно далеко».