Неравный брак
Повествование начинается в 1881 году, когда художник возвращается в переполненном животными поезде с сельскохозяйственной выставки, где он прославился тем, что на него напал разъяренный бык. «Зачем вы бросали арахисом в того быка?» — спрашивает его редактор газеты The Illustrated London News по возвращении в редакцию. «Я слышал, что арахис их успокаивает, — чистосердечно признается Уэйн. — Не сработало».
Художник славился своими причудами и сложностями в общении с людьми. Его с детства мучили кошмары, а вскоре после смерти исследователи приписывали ему диагноз «шизофрения». В наше время некоторые биографы склонны считать, что у Луиса Уэйна был синдром Аспергера или какое-то иное расстройство аутического спектра. Камбербетч играет милого чудика, который ухитряется завоевать симпатии окружающих, несмотря на странные поступки и перманентные монологи об электричестве, пронизывающем все вокруг.
С симпатией в собственном доме у него дела складываются куда сложнее. Единственный сын в большом и шумном семействе после смерти отца оказывается единственным кормильцем своей матери и пяти незамужних сестер. Вместо уважения и заботы он получает в основном упреки о недостаточном заработке, а старшая сестра Кэролайн общается с ним в основном диким криком на ультразвуковой мощности. Все это не добавляет спокойствия и без того тревожному художнику, но тут его в его жизни появляется проблеск света вместе с прибытием в семью гувернантки Эмили.
Она сразу покоряет сердце Уэйна своими милыми причудами, но Кэролайн увольняет ее за неподобающее приличной барышне поведение. Однако было уже поздно: художник женится на Эмили, создав возмутительный по тем временам прецедент. Мало того что она значительно ниже его по социальному положению, так еще и старше 23-летнего Луиса на целых 10 лет — настоящая старуха по представлениям викторианского общества.
Начало конца
Семейному счастью Уэйнов не суждено было длиться долго. Очень скоро у Эмили диагностировали последнюю стадию рака груди, и художник пытается отвлечься от мыслей о ее скором уходе рисованием их нового домашнего питомца. Котенок Питер становится единственной отрадой в доме, наполненным предчувствием смерти, и вдохновением для головокружительного витка в карьере скромного газетного иллюстратора.
К Рождеству 1887 года издание The Illustrated London News публикует два разворота с праздничными иллюстрациями Уэйна. Полторы сотни котов в разных уморительных сценках сводят публику с ума. Кошки стремительно становятся популярными домашними животными в Великобритании, а сам художник — основателем и главой Национального клуба кошек.
К сожалению, Эмили умирает всего через неделю после выхода знакового выпуска издания, не застав головокружительной славы супруга. Однако успех не приносит ему финансового благополучия, поскольку никто не подсказал художнику оформить авторские права на изображения. В то время как дома англичан продолжают заполонять открытки и постеры с рисунками Уэйна, у его семьи растут долги, а младшая сестра Мэри попадает в психиатрическую лечебницу с душевным расстройством.
Луис отправляется в Нью-Йорк, чтобы попытать счастья за океаном, но суета большого города не лучшим образом отражается на психическом состоянии художника и вскоре он возвращается в Лондон. Постепенно его разум все больше затмевают беспокойство и спутанные мысли, и Уэйна запирают в мрачной больнице для умалишенных. К счастью, его обнаруживает там знакомый, которого он встретил в поезде в самом начале фильма, и начинает кампанию по сбору средств на перевод художника в более приемлемые условия содержания. Благодаря этому Уэйна удается перевести в Бетлемскую лечебницу, где он проводит остаток жизни, рисуя котов.
Луч света в темном царстве
«Как вам удалось создать картины столь жизнерадостные в столь тяжелое для вас время?» — спрашивает Уэйна редактор, когда тот показывает ему рисунки, над которыми работал во время болезни жены. В отличие от художника, авторам фильма не удалось создать жизнерадостную кинокартину на основе его биографии. Понятное дело, она действительно не была переполнена счастливыми событиями, но фильм получился уж очень тревожным и местами по-настоящему мрачным.
На протяжении почти двух часов случаются лишь пара светлых моментов, когда над главным героем расходятся тучи. В остальное время его истязают кошмары наяву и боль от потери близких. В этом смысле оригинальное название «Электрическая жизнь Луиса Уэйна» полнее отражает смысл происходящего на экране: нервный художник проживает жизнь будто на иголках. Это впечатление только усиливают суетливые движения и утрированно семенящая походка в исполнении Камбербэтча.
Очевидно, в замысел авторов входило погрузить зрителей в переживания и внутренний мир беспокойного творца. Это у них вышло даже слишком хорошо: в нем становится порой настолько неуютно и некомфортно, что начинает хотеться, чтобы это поскорее закончилось. Другими словами, фильм было бы несколько проще и приятнее смотреть, если бы в нем показали больше кошачьих миров и поменьше электричества.