Леонардо Ди Каприо начал появляться на экранах с самого детства – в 2,5 года он впервые снялся в эпизоде детского телешоу. В подростковом возрасте он занимался в театральных студиях, а позже продолжил обучение на театральном факультете университета в Лос-Анджелесе. Его карьера началась с рекламных роликов и телесериалов, он даже снялся в одном из эпизодов «Санта-Барбары».
Первым успехом Ди Каприо критики называют фильм «Жизнь этого парня», где партнером 18-летнего актера стал знаменитый Роберт Де Ниро. Говорят, он сам выбрал дебютанта из десятков претендентов. Со всеми Де Ниро репетировал одну и ту же сцену: его герой, жестокий отчим, возвращается домой на взводе, находит в мусорном ведре банку, в которой осталось немного горчицы, достает ее и начинает тыкать в лицо пасынку: «Она пустая? Она что, пустая?» По сценарию, мальчик должен был робко ответить: «Да». А Ди Каприо вдруг выбил банку у него из рук и завопил прямо в лицо: «Не-е-ет!» Де Ниро усмехнулся: «Это было хорошо. Мне нравится. Немножко слишком, но хорошо». По мнению критиков, в этом фильме Ди Каприо превзошел своего именитого партнера. Позже в его кинокарьере будет еще немало моментов, когда он играл «немножко слишком, но хорошо» – часто казалось, что даже на грани возможностей.
Настоящая популярность пришла к нему в 19 лет, когда Ди Каприо сыграл одну из главных ролей в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа», за которую он впервые был номинирован на «Оскар». Актеру досталась роль подростка с задержкой в развитии, и для того, чтобы точно создать образ психически нездорового мальчика, Ди Каприо несколько недель наблюдал за пациентами спецлечебницы для детей с замедленным психическим развитием. Это была первая и не единственная роль, которая стоила актеру больших душевных усилий.
Он часто брался за роли достаточно сложные, выбирая образы молодых людей, пребывающих в конфликте с враждебным им миром, – например, наркомана в «Дневниках баскетболиста» и поэта Артюра Рембо в «Полном затмении». Последняя работа получила немало критических отзывов – мол, актер сыграл не поэта-новатора, а эксцентричного, высокомерного и истеричного юношу, которому нравится шокировать окружающих, такого же, как и герои других его фильмов. Казалось, актер испытывал сам себя, выбирая те роли, которые выводили его из душевного равновесия. Даже его отец тогда говорил: «Лео пытается понять, сколько всего он сможет сделать в жизни, и он не пытается идти путем наименьшего сопротивления. Он может пойти на гильотину, по дороге дурачась. На самом деле нам, родителям, кажется, что он инопланетянин, у него в голове все по-другому закручено, чем у нас. В нем что-то такое происходит, чего мы не понимаем».
Ди Каприо всегда хотел сниматься в независимом кино, а жанровые фильмы не любил. Тем не менее кумиром миллионов девушек во всем мире он стал в амплуа романтических героев-любовников – в фильмах «Ромео + Джульетта» и «Титаник». Роль Джека Доусона вознесла актера на вершину популярности, и испытание славой стало для него первым серьезным уроком. Пока в мире ширилась «дикаприомания», сам он жалел о том, что ради «Титаника» отказался от роли порнозвезды 1970-х гг. в малобюджетной трагикомедии «Ночи в стиле буги».
Позже актер признался, что в 23 года не был готов к мировой славе и едва не сошел с ума от обрушившейся на него популярности. По его словам, он тогда был недостаточно взрослым для того, чтобы пережить свое превращение в суперзвезду Голливуда: «Титаник» породил период восстания для меня. Как только люди начинают отвешивать тебе комплименты и ты вдруг начинаешь ощущать в себе больше силы, чем раньше, появляется ошибочное понимание собственной важности. Ты находишься на опасной территории, когда думаешь, что изменил ход истории. Это как поезд, который сошел с рельсов. Я не понимал, что со мной происходит».
«Впечатление было такое, будто я вступаю в новый мир, где меня предполагают съесть – прожевать и проглотить. Все эти толпы поклонниц, папарацци, таблоиды, изобретавшие обо мне невероятные небылицы. Я благодарен «Титанику», но он едва не угробил меня как актера – эта романтическая сладость, в которой предполагалось меня потопить, была очевидным отрицанием того, что я хотел делать и уже делал!.. Тут я на глазах из актера превращался в сливочную карамель! И я инстинктивно начал поддавать перца, разыгрывать плохого парня, грубить… Я сам устал от себя немыслимо! Не знаю, что бы случилось дальше, если бы бабушка не дала мне тогда свой, как обычно, мудрый совет. Она тогда сказала: «Отступи от себя на шаг. Делай что-нибудь руками, хоть кирпичи клади. Со стороны ты увидишь, кто ты». Я отступил на шаг... но поступил по-своему. Объявил «брейк». Отказывался от ролей», – рассказывал актер.
После «Титаника» режиссеры засыпали Ди Каприо новыми предложениями, но он относился к ним очень избирательно и большинство отверг, чтобы дать себе время прийти в себя и разобраться с внутренними проблемами. Он отказался от ролей в «Звездный войнах», «Матрице» и «Человеке-пауке». Исключением стали «Человек в железной маске», «Пляж», «Банды Нью-Йорка» и «Поймай меня, если сможешь». А следующей работой, которая стоила актеру больших душевных усилий, стал фильм «Авиатор», где Ди Каприо сыграл знаменитого американского миллионера Говарда Хьюза. Как известно, он страдал обсессивно-компульсивным расстройством, которое характеризуется навязчивыми состояниями. Боязнь микробов переросла у Хьюза в настоящую манию.
Эта роль стала настоящим испытанием для Ди Каприо, ведь он тоже с детства страдал обсессивно-компульсивным расстройством. Множество неврозов – от патологической боязни грязи до желания проходить в дверной проем по несколько раз – заставили его обратиться к врачам, которые в результате поставили ему этот диагноз. Тем интереснее был для него образ Говарда Хьюза – человека с аналогичным неврозом. На съемках «Авиатора» Ди Каприо так вжился в роль, что симптомы его болезни усугубились, а навязчивые состояния участились. Он признавался, что с детства не мог спокойно пройти по тротуару – старался не наступать на трещины в асфальте, а если случайно наступал – возвращался назад и проделывал путь снова: «Я помню, как опоздал на встречу на 10 минут, потому что пропустил какую-то трещину или жвачку и был вынужден вернуться назад».
Однако самым серьезным испытанием для актера стал фильм, который принес ему долгожданную статуэтку «Оскар», – «Выживший». Название стало для Ди Каприо символичным, хотя сам он, наверное, назвал бы эту работу скорее «Едва не выживший из ума». Процесс вживания в образ стал для него персональным адом: актеру приходилось лежать в туше мертвой лошади, есть сырое мясо бизона и жарить на огне мышей, пожертвовав собственными принципами – ведь все знают Ди Каприо как убежденного вегетарианца и известного защитника животных. Он не играл – он был вынужден на самом деле выживать в условиях дикой природы.
По замыслу режиссера, актер должен был почувствовать «на собственной шкуре», как выживали колонисты в долине реки Миссури в первой трети ХIХ в. Иногда Ди Каприо казалось, что режиссер испытывает его на прочность, заставляя выполнять тяжелые задания, приближенные к условиям экстремальной ситуации. Позже он рассказывал: «Мне пришлось делать 30 или даже 40 самых трудных в моей жизни вещей. Будь то сон в замерзшей реке или в костях животных и то, что мне приходилось есть. Я постоянно был на грани обморожения». Однако все испытания Ди Каприо прошел с честью и получил долгожданную награду – «Оскар», а также целый ряд других кинопремий.