Итальянские кинематографисты называли его "Гомером мирового кино", в Украине - окутав ореолом священномученика, его сравнивали с Шевченко. Ну, а официальные власти СССР ни то, что жить, но и похоронить его запретили в родной земле. Об этих и о многих других парадоксальных фактах в жизни гения мирового кино - далее в нашем обзоре.
Он был признанным и непризнанным гением одновременно, а его биография настолько запутана и переиначена, что понять где правда, а где вымысел уже не представляется возможным. Неоспоримым является то, что Довженко – это всемирно известный украинский бренд, вошедший в историю мирового кинематографа. Однако для многих до сих пор остается загадкой, как же выходец из бедного украинского села «заставил» смотреть свои фильмы весь мир и назвать своим именем Киевскую киностудию? Что, любопытно, его «Украинскую трилогию», особенно последнюю часть — «Землю», изучают во всех киношколах мира, причисляя к ряду немногих гениальных и вечных фильмов.
Как-то прославленый кинорежиссёр, писатель, кинодраматург советской эпохи - Александр Довженко написал: «Пореже оглядывайтесь назад — солнце никогда не всходит сзади», и в этом наверняка была великая мудрость гения… Поэтому, чтобы хоть немного разобраться в жизненных и творческих перипетиях Александра Петровича, нужно копнуть глубже, разворошив биографию знаменитого режиссера.
Детство
Вокруг знаменитых и прославленных всегда множество тайн и драматических событий, вероятно, именно они и формируют особенную личность, закаляя характер, вырабатывая мировоззрение и давая вдохновение для творчества. Так, Довженко буквально с первого дня своей жизни уже загадал загадку историкам. Сам он праздновал свой День рождения 11 сентября, однако в метрических записях настоящей датой его рождения числится 10 сентября 1894 года.
Рожден Довженко был в многодетной сельской семье на хуторе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской губернии. Самым впечатляющим воспоминанием детства у будущего режиссера были похороны. Дело в том, что из 14 детей, родившихся в семье, выжить удалось только двум – самому Александру Петровичу и его сестре Полине. А тот факт, что сразу четверо братьев режиссера умерли в один день из-за неизвестной болезни, и вовсе приводит в шок. Его детство прошло под материнские слезы. Позже он так напишет о своей матери: «Она была рождена для песен, но всю жизнь проплакала, провожая детей навеки».
Отрочество и юность
Родители Александра хотя и были неграмотными, но для единственного сына желали лучшей доли. Поэтому чтобы дать наследнику образование, отец продал одну из семи десятин своей земли. Учился Довженко в Сосницкой начальной школе, а затем в начальном училище. Учёба мальчику давалась легко, и он ходил в отличниках. В 1911 году выпускник училища поступил в Глуховский учительский институт, и не потому, что мечтал стать учителем, а так как только в таком заведении и имел право получить образование юноша из бедной семьи.
После окончания института в 1914 году Довженко был направлен в Житомирское начальное училище, где ввиду нехватки учителей вынужден был преподавать природоведение и гимнастику, географию и физику, историю и рисование.
Поиск себя в бурлящем революционном времени
В годы учительства молодой Довженко становится активистом украинского национально-освободительного движения. Поэтому, события 1917 года, свергнувшие самодержавие, были им встречены с радостью, с верой, что теперь «уже всё совершенно ясно, что земля у крестьян, фабрики у рабочих, школы у учителей, больницы у врачей, Украина у украинцев, Россия у русских».
Юноша решает переехать в Киев, с целью продолжить свое образование. Киевский период жизни Довженко буквально преисполнен парадоксов. Осенью 1917-го он становится студентом Киевского коммерческого института, не имея ничего общего с экономикой. Поэтому студентом он был плохим, а вот организатором – хорошим. Активно занимаясь общественной и политической деятельностью, он становится председателем общины института.
Белые пятна в биографии кинематографиста
За этот период биографические сведения весьма противоречивы и дошли до нас урывками, со слов современников. Сам Довженко мало говорил об этом. В гражданскую войну он воевал добровольцем в армии Украинской Народной Республики, а по некоторым данным - в отряде Чёрных гайдамаков он участвовал в штурме киевского завода «Арсенал». Когда пришли к власти большевики, войска УНР вынуждены были отступить за Житомир. А Довженко вернулся в Киев и продолжил учебу. Только теперь наряду с занятиями на экономическом факультете, он становится слушателем, только что образовавшейся Украинской академии искусств. А по итогу ни первый, ни второй вуз Довженко окончить не довелось.
В начале 1920 года Александр Петрович, вступив в ряды КП большевиков, занимает различные должности: секретарь Киевского губернского отдела народного образования, комиссар Театра им. Тараса Шевченко, заведующий отделом искусств в Киеве. Но уже через год, опасаясь «чистки» в рядах партии, Довженко, при содействии друзей, был направлен на дипломатическую работу — в Польшу, где возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными. А в 1922 году его переводят на должность секретаря консульского отдела Торгового представительства СССР в Германию.
Исключение из партии
Любопытным фактом является то, что членом партии Довженко был всего-то пару лет, а после исключения, так и умер беспартийным, что по меркам советского времени было из ряда вон выходящим.
Режиссер был исключён из рядов партии в 1923-м, не пройдя очередной чистки, когда все партийцы должны были подтверждать своё членство. Документы на подтверждение, отправленные им почтой из Берлина, где-то затерялись в кабинетах партработников. Гораздо позже, в 1925-м их нашли, но несмотря на это, местный партийный бюрократ потребовал от Довженко подать новое заявление с просьбой принять его в партию. А тот, принципиально не согласившись с этим несправедливым требованием, заявление так и не написал. Потому и остался до конца жизни Александр Петрович беспартийным, хотя в свое время потерю партбилета переживал тяжело.
Довженко - карикатурист
Что любопытно, творческая натура Довженко проявилась изначально в изобразительном искусстве. Живя за границей, будущий режиссер увлекся графикой и карикатурой. Он даже около года учился в частной художественной школе профессора-экспрессиониста Вилли Геккеля, где осваивал палитру живописного экспрессионизма.
Летом 1923-го его отзывают из Германии, и вернувшись на Украину, Довженко поселяется в Харькове, тогдашней столице Украины. Там он сразу же оказывается в среде украинских литературных деятелей и начинает работать художником-иллюстратором под псевдонимом «Сашко» в редакции газеты «Известия ВУЦИК», появляясь периодически и в других изданиях. К слову сказать, со временем в качестве карикатуриста, он стал достаточно известным художником.
Довженко кинематографист
Нужно отметить, что официальная история советского кино началась летом 1919 года, когда Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. И так как молодой Довженко всегда стремился к новому и прогрессивному, он стал вращаться в кинематографических кругах. Вскоре, всерьез увлекшись новым искусством, и вовсе переехал в Одессу. Именно там в 1925 году, не имея ни опыта, ни образования в новой области, он начал работать на Одесской кинофабрике стажёром по агитфильму «Красная Армия». А позже заявил о себе как о гениальном писателе, открывшим такой новый жанр, как киноповесть.
Он буквально «заболевает» кинематографом и, целиком переключившись на кино пробует себя в режиссуре. Довженко планировал в будущем посвятить себя исключительно жанру комических и комедийных фильмов. Но не все сложилось так, как думалось.
Дорога к вершине славы
В 1926 году Александр снял свой первый короткометражный фильм – «Ягодка любви», а немногим позже громко заявил о себе полнометражным - «Звенигора», где в необычной манере соединил и лирику, и революцию, и народные мотивы. За ним последовали - «Арсенал» и «Земля», созданные по канонам немого кино.
В те годы вершиной карьеры режиссера стала кинолента "Земля" (1930). Она с аншлагом прошла на больших экранах в Голландии, Бельгии, Греции, Аргентине, Мексике, Канаде, США. Кинематографисты внесли фильм Довженко в сотню лучших кинопроизведений, а после Брюссельского международного референдума ее добавили в перечень 12-ти лучших фильмов всемирной истории киноиндустрии того времени.
Ее изучали и продолжают изучать на кинофакультетах в университетах всего мира, как пример поэтического кино. Однако только украинский зритель понимает, что в этом фильме нет совершенно никакой лирики, а есть суровая и страшная правда жизни.
Картина, снятая в 1930 году, была одной из первых на Киевской кинофабрике (впоследствии киностудия имени А. Довженко). Ее сюжет посвящен невероятно тяжелой для украинцев теме коллективизации, которая, безусловно, стала катастрофой для селян. Их мечта о праве собственности на землю уничтожена, уклад их жизни разбился о реалии советских декретов о земле.
И нужно отдать должное молодому режиссеру - он всю гамму чувств, испытываемых людьми лишившимися самого дорогого - земли, передал на экране в черно-белом немом фильме так пронзительно и точно, что картину сняли с проката в СССР спустя девять дней после премьеры. Разумеется, что до выхода фильма на широкий экран, цензура внесла невероятное количество правок, но и это не помогло. Фильм буквально взорвал аудиторию, такая животрепещущая тема была в нем поднята. Именно после такого невероятного успеха у публики и громогласного провала у критиков, Довженко приобрел свою знаменитую седину – от перенесенного удара режиссер поседел буквально в считанные дни.
В зените славы, в дружбе со Сталиным и "под колпаком" у спецслужб
В 30-ые годы Довженко, избегая репрессий, переезжает в Москву под покровительство самого И.В.Сталина. Он покинет Украину, не зная того, что обратно уже не сможет вернуться никогда - даже после смерти.
А в 1932 году началось самое страшное в судьбе режиссера, а именно его теплые и доверительные отношения с отцом народов, которые инициировал сам Довженко. Он обратился с письмом к вождю, где просил поддержать его первый звуковой фильм «Иван» и присечь нападки критиков. Разумеется, Сталин поддержал. К слову,- это была одна их первых советских звуковых картин, получившая приз на кинофестивале в Венеции.
Потом Александр Петрович обратился с еще одной просьбой - помочь со съемками «Аэрограда». На этот раз вождь лично принял у себя Довженко и взял съемки фильма под личный контроль. Окрыленный Довженко радовался, не понимая, что это начало конца — близость со Сталиным еще никому не шла во благо и ничего хорошего не сулила. Но если бы это понимать сразу…
Он еще тогда не знал, что столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону: постепенно накопились и проявились противоречия между личным взглядом художника на творчество и официальной идеологией.
Поэтому кино-миф о герое гражданской войны Щорсе, Довженко уже снимал по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс съемок фильма. Работать над кинокартиной было невероятно сложно, так как фактически режиссеру приходилось работать в странном творческом тандеме со Сталиным – взявшим на себя и утверждение актеров на роли, и правку сценария. Иногда он заставляя режиссера переснимать эпизоды по шесть раз. Довженко, в свою очередь, наполнял фильм украинскими мотивам, песнями и танцами, колоритными кадрами и юмором. И как бы там ни было, по итогу, Довженко за этот фильм получил свою первую Сталинскую премию.
Закат кинокарьеры
С конца 1930-х годов он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим своим картинам. В 1940 снял документальный фильм "Освобождение" о вхождении Западной Украины в СССР. В годы Второй мировой войны снял несколько документальных фильмов «Битва за нашу Советскую Украину» и «Победа на Правобережной Украине», писал публицистические статьи и очерки. А написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству.
Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Содержимое отснятого материала бесконечно изменялось и перемонтировалось режиссером в попытках удовлетворить требования советской цензуры. Поэтому, по мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего, кроме пропагандистского пафоса. Тем не менее, в 1949 году Довженко получил за эту работу вторую Сталинскую премию, а по ходу ее съёмок - первый инфаркт.
Игры со Сталиным
У многих начало складываться впечатление, что Сталин и Довженко играли в какую-то странную игру в поддавки: если где-то художник шел на уступки и снимал пропагандистское кино, то Сталин «закрывал глаза» на националистические идеалы Довженко.
Еще более убийственной для украинского режиссера была судьба последней его работы - фильма «Прощай, Америка!», задуманный как госзаказ. Это был агитационный памфлет по мотивам книги Аннабеллы Бюкар, политической беженки из США в СССР. Довженко до изнеможения переделывал этот фильм, пытаясь создать идеологически правильную работу. Но как только работа над фильмом была почти окончена, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. Фильм пролежал в архиве 46 лет и только в 1995 году попал на экраны.
В последние годы своей жизни Довженко работал над сценариями картин, занимался педагогической работой, преподавая во ВГИКе. Александр Петрович скончался 25 ноября 1956 года от второго инфаркта на своей даче в Переделкино. Он на три года пережил Сталина. После его смерти фильм сняла вдова режиссёра Юлия Солнцева.
Легендарного режиссера так и похоронили на чужбине - в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о родном крае на похороны друзья привезли сноп ржи и яблоки, а в могилу бросили горсть украинской земли.
Для многих до сих пор остается загадкой, почему истинного украинца Александра Довженко советская власть не расстреляла и не сгноила в лагерях, как тысячи других неугодных ей. Ведь для этого оснований было больше чем достаточно. В данном случае будет впору сказать: «Шерше ля фам» - «ищите женщину». Но, об этом в следующей нашей публикации.