Среди них были итальянец Феличе Беато, который прибыл в Китай в 1850-х годах для документирования англо-французских подвигов во время Второй опиумной войны, и шотландский фотограф Джон Томпсон, чье путешествие вверх по реке Мин помогло людям на Западе получить редкий взгляд на отдаленные уголки страны.
Собрание коллекции
Это лишь некоторые фотохудожники, чьи работы представлены в коллекции из более чем 15 000 фотографий, собранной нью-йоркским антикваром и коллекционером Стефаном Левенталем. На изображениях XIX века есть уличные сцены, торговцы, сельская жизнь и архитектура. Все показано в беспрецедентных деталях - все от слепых нищих до караванов верблюдов на Шелковом пути.
Будучи торговцем редкими книгами, Левенталь провел последние три десятилетия, приобретая картины с аукционов и у коллекционеров, как в Китае, так и за его пределами. Они формируют, как он утверждает, крупнейшую в мире частную коллекцию ранней китайской фотографии.
Китайские пионеры
Несмотря на выдающуюся роль иностранцев в ранней китайской фотографии, выставка - и коллекция Левенталя в целом - также нацелена на освещение достижений собственных практиков страны.
Некоторые покупали камеры у отъезжающих жителей Запада, желающих продать свое громоздкое оборудование, в то время как другие воспользовались китайскими инновациями в этой области. Например, математик Зоу Боки использовал продукты иностранного производства для разработки своей собственной стеклянной пластинчатой камеры.
Прибыв в портовые города, фотография распространилась по всему Китаю во второй половине XIX века. Это привело к созданию коммерческих студий, специализирующихся на портретах отдельных лиц и семей, многие из которых впоследствии были раскрашены вручную художниками.
Хранители истории
Помимо их художественной ценности, изображения Левенталя также представляют академический интерес. Его нынешняя выставка проходит в Пекинском университете Цинхуа, одном из ведущих ВУЗов Китая.
Появление иностранных технологий, включая камеры, в течение XIX века было лишь одним из радикальных изменений, которые положат конец имперской эре (Китай стал республикой в 1912 году после четырехмесячной революции). Таким образом, фотографии того времени запечатлели мир, который быстро исчез бы из поля зрения.
Взять, к примеру, работу англичанина Томаса Чайлда, инженера, который задокументировал тонкости традиционной китайской архитектуры. Его фото летнего дворца в Пекине, который впоследствии был сожжен английскими и французскими захватчиками, представляют собой бесценный отчет об утраченной архитектуре.
«Фотография - величайший хранитель истории», - сказал Левенталь. «В течение многих лет письменное слово было способом передачи истории. Но самая ранняя фотография сохраняет культуру в Китае и в других местах, как это было в течение многих сотен лет, потому что это все происходило одновременно с технологическими революциями, которые должны были изменить все».
И хотя Левенталь занимается коллекционированием, он утверждает, что изображения были собраны вместе для потомков. Он считает себя хранителем исторического архива, который должен в конечном итоге вернуться на место рождения. В настоящее время он оцифровывает коллекцию с целью создания онлайн-хранилища для историков и исследователей.