Но была в его биографии довольно тёмная страница, которую Леонид Леонидович старался не афишировать, объясняя немилость властей и свое нахождение в местах, не столь отдалённых, репрессиями из-за происхождения.
Не те Оболенские
Отец Леонида Оболенского, появившегося на свет в 1902 году в Арзамасе, был обычным банковским служащим. Дед же его служил журналистом, причём поддерживающим связь с революционерами, за что и попал в свое время в Петропавловскую крепость. Он, кстати, пользовался уважением самого Льва Толстого, с удовольствием вступавшего в полемику с Оболенским-старшим.
Папа будущего артиста тоже не был чужд революционных настроений, а после революции сделал весьма успешную карьеру в Наркомате финансов. Потом он служил в Наркомате иностранных дел, занимал пост начальника Главного управления по делам искусств Наркомата просвещения и даже возглавлял Эрмитаж.
Никакого упоминания о княжеских корнях в родословной актёра Леонида Оболенского нет. Впрочем, это ничуть не умаляет его достоинств. Он с 16-летнего возраста уже работал корреспондентом фронтовой красноармейской газеты, часто бывал на передовой, где и познакомился с известным советским режиссёром Львом Кулешовым. Благодаря ему и появился впервые на экране Леонид Оболенский, снявшись в фильме «На красном фронте».
Звезда кинематографа
После довольно удачного первого опыта в кино Леонид Оболенский всерьёз увлёкся кинематографом. Он учился в Первой Госкиношколе, той самой, что позже станет одним из самых престижных ВУЗов страны – ВГИКом. Время было трудное, а Леонид Леонидович не был приучен сидеть на шее у родственников. Поэтому он в полной мере использовал свой талант танцора, научился виртуозно бить чечётку и выступал в ресторане, где его вполне прилично кормили.
Однажды он познакомился с молодым человеком, чьи взгляды на искусство его просто поразили. Он сам позже представил нового приятеля Льву Кулешову, немало поспособствовав его приобщению к миру кино. Другом был не кто иной как Сергей Эйзенштейн.
Леонид Оболенский пробовал себя в режиссуре, писал сценарии, сам снимался и играл в легендарном театре Мейерхольда, был настоящей звездой немого кино, а после появления звуковых фильмов учился в Берлине у мастеров, знакомясь с новейшей звукозаписывающей аппаратурой и техникой съёмок. Во время стажировки у Джозефа фон Штернберга работал над фильмом «Голубой ангел», на съёмках которого подружился с Марлен Дитрих.
После возвращения в Советский Союз активно работал в кино и продолжал сотрудничество с Львом Кулешовым. Вместе с ним он подвергся нападкам за «формализм» и был вынужден впоследствии уехать на время в Ашхабад, но и там попал под арест. Спасло его только падение Ежова, после которого Леонид Оболенский смог вернуться в Москву, продолжил работу и стал ещё преподавать во ВГИКе. Он был человеком разносторонних талантов, что отмечал в своих воспоминаниях Лев Кулешов, восхищаясь способности Леонида Леонидовича совмещать столько разных дарований. Актёр и режиссёр, инженер и лингвист, фотограф, оператор и историк искусств – в каждой сфере Оболенский был настоящим специалистом.
Роковая ошибка
В начале Великой Отечественной войны, когда фашистские войска подходили к Москве, Леонид Леонидович вступил в народное ополчение. И вместе с 38-м стрелковым полком Московского ополчения попал в окружение, а затем и в плен. А в 1943 году добровольно решил служить вермахту. Служил в ветеринарной роте, стал секретарём у представителя Русской освободительной армии» при штабе немецкой пехотной дивизии под номером 306. В то время он лично помогал составлять листовки, а также выступал с антисоветскими речами на переднем крае, обращаясь непосредственно к солдатам Красной Армии.
В 1944 году он стал завхозом в доме отдыха для добровольцев, перешедших на сторону немцев, где, помимо служебных обязанностей, наблюдал за настроениями отдыхающих и помогал выявлять кандидатуры для последующего комплектования школ ефрейторов и пропагандистов РОА.
Позже Леонид Оболенский признается: в то тяжёлое время он не верил в победу Красной Армии и просто пытался приспособиться к новым жизненным реалиям. Когда в 1944 году уже стал ясен исход войны, а советские войска стремительно продвигались к Берлину, Леонид Оболенский сменил военную форму на штатскую одежду, целенаправленно «отстал» от обоза и вскоре уже стал послушником в Кицканском монастыре, где весной 1945 года принял постриг, став монахом Лаврентием. Именно там и обнаружили его сотрудники НКВД. Трибунал приговорил актёра к 10 годам лишения свободы.
Из заключения в Народные артисты
Отбывал наказание Леонид Оболенский на Севере, где сначала работал на строительстве железной дороги, позже служил в Печоре в театре НКВД, а на поселении в Мичуринске стал режиссёром местного театра. В 1952 году был амнистирован без права проживания в столице. Впоследствии служил вторым режиссёром и звукорежиссёром на Свердловской киностудии, позже стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения.
Полноценно вернуться в кино в качестве актёра ему удалось в начале 1970-х, он снимался довольно активно: каждый год выходили 2-3 картины с его участием. Он снялся во множестве замечательных фильмов и получил в Монте-Карло «Золотую нимфу», приз ХХ МКФ телефильмов за лучшее исполнение мужской роли в фильме «На исходе лета».
В 1991 году Леонид Оболенский был удостоен звания Народного артиста РСФСР. Реабилитацию после многократных неудачных попыток он получил тогда же, в 1991 году. Он был человеком удивительной судьбы и невероятного таланта, Леонид Леонидович Оболенский. Последние годы жизни он провёл почти безвыездно в Миассе из-за полученной травмы, а скончался 19 ноября 1991 года.
40 лет назад при наличии в родословной не рабоче-крестьянских корней могли прикрепить клеймо «неблагонадежный», а в сталинские времена и вовсе подвергнуть репрессиям. Поэтому эту часть биографии артистам приходилось тщательно скрывать.