Это не просто образ - это отголосок той далекой эпохи, которая стала переломной не только в жизни России, но и в судьбах миллионов. Главным героем романа выступила сама жизнь, которая рассорила людей, раскидала братьев по разные стороны баррикад, принесла смерть и горе в их семьи и затуманила головы.
А так все начиналось…
Когда Глебов оказался среди кандидатов на роль Мелихова, ему было уже за 40. До того актеру приходилось играть в театре на второстепенных ролях, а в кино его не приглашали. И возможно, так и пришлось остаться Глебову безызвестным актером, если бы не его величество - "случай". Однажды в разговоре с коллегой Александром Швориным Петр Петрович узнал, что тот собирается на пробы в «Тихом Доне». «Петь, ну чего ты мучаешься? В массовку «Тихого Дона» нужно колоссальное количество мужчин на роли военных, а ты такой бравый, подтянутый — то что надо. Три рубля за смену платят»… Вот Глебов и пошел.
На пробы для массовки собралось немало народу, всех приодели в военную форму и начали обыгрывать эпизод, в котором казаки "гутарят" между собой. Неожиданно Герасимов остановил съемку и спросил, кто из присутствующих сказал последнюю фразу. Им оказался Петр Глебов, голос которого чем-то зацепил режиссера.
«Так, давай-ка поговорим, но, не здесь». И Герасимов усадил Глебова в свою машину, и они до утра катались по Москве, беседовали и распевали песни. Безусловно, актер рассказал о себе много чего, что так заинтересовало Сергея Аполлинариевича. О босоногом детстве в деревне, о любви к лошадям и природе, да и что крестьянский труд актеру знаком не понаслышке. Да и всю сложную семейную историю, с поворотами похлеще, нежели у Мелехова! Именно тогда и решил Сергей Герасимов, что это и есть главный герой его картины.
На роль Мелехова!
Сергея Аполлинариевича ничуть не смутило то, что актер намного старше Гришки из романа Шолохова. Наверное, потому, что Глебов всегда выглядел довольно молодо: "стройный, поджарый, веселый, с густыми волосами, хорошими крепкими зубами и ярким блеском в глазах". Оператор картины Володя Рапопорт первым возмутился: «Я не буду снимать Глебова! Во-первых, ему сорок лет! Во-вторых, он пришепётывает!» А о том как сильно расстроилась Элина Быстрицкая и говорить было нечего: она успела свыкнуться с мыслью, что ее партнером, с которым ей предстояло сыграть немало интимных сцен, будет 24-летний красавчик Сашка Шворин, и вдруг — "непонятно кто, гораздо старше ее, да еще и практически дебютант в кино". Она же сама к тому времени была довольно известной актрисой.
Таким образом, выбор режиссера оказался под угрозой. Глебова очень долго не
утверждали на роль, и тогда Герасимов созвав все руководство студии, заявил «Я прошу, наконец, принять решение и прекратить всякие происки против Глебова!
Я отвечаю за картину, и я вижу в нем то, что для меня ценно и дорого». После этого категоричного заявления директор фильма, увидев актера в студийном коридоре, сказал Глебову:«Ну что. Ты выиграл по трамвайному билету сто тысяч! Утвердили!»
Начали делать фотопробы. Гример как-то тоже проникся к актеру симпатией и создал
ему лицо, которое метко попало в образ главного героя - и смоляной кудрявый чуб, и нос с горбинкой. А когда Глебова приодели в шинель и фуражку, то и вовсе народ в коридорах ахал: «Это же Мелехов!»
Однако, как оказалось, и это было не все: последнее слово оставалось за автором романа. Увидев на экране Глебова на пробных кадрах, Михаил Александрович воскликнул на весь зал, не сдержав эмоций: «Он. Он живой и есть».
Вылитый донской казак
В казачью среду Петр Глебов влился практически сразу. Он с местными жителями ходил и на охоту, и на рыбалку, и на сенокос, и в ночное, а вечерами распевал задушевные песни. И вскоре он так растворился в казацком быту, что его уже нельзя было отличить от настоящих донских казаков. Станичники о нем говорили: наш казак, что ни есть - настоящий.
Как годовалая дочь актера съела Гришкин нос
Ну, и, конечно же, на съемках фильма не обошлось без забавных курьезов. В романе у Шолохова про Гришкину внешность написано, что был у него «вислый коршунячий нос». Вот и пришлось Глебову делать накладной. Правда, не из гуммоза, мягкого и очень податливого материала, тающего при жаре, а из особого состава, который придумал гример. С этой важной деталью грима все "носились как с писаной торбой". Его каждый раз наносили на актера тщательнейшим образом, а по вечерам он снимал его при помощи ниточки, скатывал в шарик и прятал в спичечную коробочку, которую клал на подоконник. А однажды годовалая дочурка актера, которая начала уверенно ходить, добралась до заветного коробка и съела драгоценный нос Гришки Мелихова. Одно утешало, состав был безвредный и ребенок не пострадал. А вот съемки на пару дней пришлось отложить, пока гример снова не вымерял и не изготовил новый Гришкин нос.
К слову сказать, в тот год лето выдалось очень жарким, потому вся съемочная группа и актерский состав по возможности стремились к реке, чтобы освежиться. Одному Глебову не повезло, он с завистью смотрел на плескающихся в воде коллег, ему то самому нужно было беречь свой нос до самого вечера.
Из-за этого злополучного носа Глебов даже не смог в полной мере прочувствовать неожиданно свалившуюся на него после выхода картины популярность. Его без "коршунячего" носа узнавали далеко не все! Как-то раз в такси водитель у него спросил: «Вы же артист? Да? Так я вас знаю!». А Глебов обрадовавшись, подумал: "Ну, наконец-то!" А таксист продолжает: «Это же вы того пьяного водителя сыграли!» Действительно, был такой киноальманах «Родимые пятна», где в одной из новелл персонаж Глебова в пьяном виде сбивает пешехода. «Нам в ГАИ этот фильм каждую неделю крутят», — объяснил таксист. Ну, что тут скажешь - тоже, какая ни какая, а популярность.
Всадник без коня
Еще один любопытный факт из истории создания фильма. Как-то в эпизоде, когда снимая скачущую конницу с Григорием Мелиховым на первом плане, съемочной группе пришлось обойтись без настоящей лошади. К автомобилю прикрепили конструкцию на колесах, которая и служила спиной коня под всадником. В салоне машины находился оператор Владимир Рапопорт, а его ассистентку с облегченной камерой привязывали веревкой к крылу переднего колеса. Двигаясь со скоростью 60 км в час, операторы отсняли кадры, на которых зритель видел лицо Мелехова в бою на фоне конницы.
Премьера киношедевра
У этого потрясающего кинофильма было несколько премьер. Первым зрителем, разумеется, был сам автор романа Михаил Шолохов, который приехав на киностудию имени Горького, сел на второй ряд просмотрового кинозала и тут же закурил. Киногруппа разместилась у него за спиной. Когда показ был завершен вся группа, замерев, смотрела на его спину и на гору окурков в пепельнице... . А когда Михаил Александрович, наконец, повернулся лицом к создателям фильма, все увидели глаза писателя, полные слез...
Но самую главную оценку фильму дали сами донские казаки. Это был весьма ответственный момент в истории создания этого фильма. И вот настал день, когда все три серии были готовы и доставлены в станицу. Слух об этом вмиг облетел казацкие деревни. Казаки ехали верхом, плыли на лодках, чтобы посмотреть фильм. Его крутили без остановок трое суток подряд в маленьком клубе. Фильм потряс даже бывалых казаков и завоевал огромную популярность на десятилетия на территории всего Советского Союза.
Спустя некоторое время после премьеры, Элине Быстрицкой вручили письмо за подписью тридцати старейших казаков Дона с просьбой сменить фамилию Быстрицкая на Донская. Актриса была удостоена звания полковника казачьих войск, а ее партнеру, Петру Глебову командование Войска Донского присвоило звание почетного генерал-майора с правом ношения формы и оружия.
Эта роль, созданная Петром Глебовым, до сих пор считается самой непревзойденной в экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Нередко об актерах говорят, в том числе и о Глебове : "актер одной роли". В этом, разумеется, есть доля истины, но лишь малая, ибо на счету актера более пяти десятков кинолент, где он сыграл довольно значимые роли.
После «Тихого Дона» режиссер А.Иванов пригласил Глебова на съемки картины «Поднятая целина» на роль есаула Половцева. Потом были «Балтийское небо», «Моцарт и Сальери», «Иоланта», «Сердце Бонивура», «Неподсуден», а вот в театре он по-прежнему оставался без главных ролей.
Во всех кинолентах ученик К.Станиславского Петр Глебов был неподражаем и великолепен в актёрском мастерстве и в психо-эмоциональном единении с образами своих героев. Однако образ Григория Мелехова, сыгранный Глебовым, безусловно, такой мощный и запоминающийся, что затмевает все остальные его роли.
И тут ничего не поделаешь...