Интерьерный жанр в живописи всегда был явлением особенным – так или иначе проскальзывал в творчестве многих живописцев, однако лишь единицы уделили ему пристальное внимание. Чьи-то акварели стали подспорьем для реставраторов, чьи-то полотна до сих пор остаются загадкой для искусствоведов, а кто-то, написав лучи солнца на стене пустой комнаты, поведал о человеческом одиночестве больше, чем любой портретист…
Эдуард Петрович Гау и дворцовые интерьеры
Акварели Гау называют «портретами интерьеров» - так они точны, почти документальны, но в то же время всегда проникнуты возвышенным, лиричным настроением. Он родился и вырос в Ревеле (ныне Таллин), в творческой семье – его отец был декоратором и, как бы сейчас сказали, ландшафтным дизайнером, брат – успешным портретистом. Сам Эдуард Петрович окончил Академию художеств в Дрездене, в России получил звание свободного художника и академика перспективной акварельной живописи.
По заказу императорской семьи он писал интерьеры дворцов. Наиболее известна серия его акварелей, посвященных убранству Большого Гатчинского дворца. Эти работы имели огромное значение: Большой Гатчинский дворец был полностью сожжён во время отступления немецких войск, поэтому документальные акварели Гау играли важную роль в восстановлении и реставрации этого памятника русского классицизма.
Капитон Алексеевич Зеленцов - романтик и реалист
Зеленцов не был в полной мере «интерьерным» художником, но, как представитель венециановской школы живописи, вошел в число первых русских реалистов, и достоверно выписанные маслом интерьеры в его творческом багаже занимают значительное место. Он великолепно владел перспективой, колористикой, чувством композиции, создавая убедительные живописные фиксации обстановки жилых комнат и художественных мастерских.
Питер Янссенс Элинга и тайны голландских городов
Элинга – представитель «золотого века голландской живописи». Голландские художники того времени уделяли пристальное внимание изображению быта своих современников. В интерьерах простых – и непростых – горожан они умели воспроизвести не только множество интересных деталей, но и сложный духовный символизм.
Помимо правдивого отображения интерьеров голландских домов, в которых всегда таится намек на неразгаданную тайну, он оставил после себя картины по-настоящему загадочные – «перспективные ящики». В них, словно в камере обскура, можно увидеть комнаты и архитектурные элементы в необычном перспективном искажении.
Василий Семенович Садовников и русские дворцы
Садовников был художником-самоучкой, крепостным княгини Голицыной – той самой «Пиковой дамы». Прославили его многочисленные гравюры с видами Невского проспекта, которые укладываются в шестнадцатиметровую панораму. По поручениям императоров Николая I и Александра II создал множество работ, посвященных Зимнему дворцу – его видам, парадам и смотрам на площади… и, конечно, его интерьерам. Впрочем, не только интерьеры Зимнего появляются в его гравюрах. Залы и парки загородных дворцов, исполненные фотографически точно, стали важной частью творчества.
Эдуар Вюйар: женщины среди орнаментов
Французский художник Эдуар Вюйар, представитель художественной группы «Наби», посвятил свое творчество двум темам – интерьерам и женщинам. Или скорее одной – женщинам в интерьерах. Собственно, это и был его мир. Его отец рано умер, брат решил сделать военную карьеру и покинул дом в юном возрасте, а Эдуара окружали близкие родственницы – мать, бабушка и старшая сестра. Мать была модисткой, и Вюйар, хоть и не занялся портновским ремеслом, с удовольствием наблюдал за ее работой. Он жил с ней всю жизнь – по-видимому, она стала одной из его постоянных моделей.
Впрочем, в пестром, призрачном, нестабильном художественном мире Вюйара нет портретов – женщины, занятые тихими повседневными делами, тонут среди пестрых тканей, подушек, цветов. Он испытал значительное влияние французской живописи сентиментализма, своих коллег-постимпрессионистов и японской гравюры, интерес к которой в то время охватил всю Европу. Художнику были чужды резкие линии и ярке контрасты. Нежные оттенки, широкие мазки – на пике своего творческого поиска Вюйар практически превратил свои интерьеры в абстракции. К «настоящей» портретной живописи он обратился в поздний период своего творчества, когда стал много писать на заказ.
Таинственный Вильям Хаммерсхёй
Самый продаваемый датский художник, Вильям Хаммерсхёй всю жизнь писал одни и те же интерьеры в сумрачных тонах, иногда отвлекаясь на клаустрофобные виды из окна и включая в свои тихие комнаты женские фигуры, безликие и бездейственные. Он проявил способности к живописи очень рано, отношение критиков и современников к его работам было неравномерным – его то превозносили, то отказывались выставлять его работы…
Хаммерсхёй стоял у истоков независимых выставок в Дании, дружил с импрессионистами, глубоко разбирался в живописи, философии, но выбрал собственный путь в искусстве. Хотя художник не был из тех, к кому слава приходит только посмертно, интерес к работам Хаммерсхёя действительно невероятно возрос в конце 2010-х – начале 2020-х годов в связи с тревожными событиями во всем мире. Его замкнутые пространства с неподвижными женскими фигурами одним кажутся отражением черной тоски, другим внушают уверенность и спокойствие, но главное – именно теперь живопись Хаммерсхёя нашла всеобщее понимание.
Эдвард Хоппер – интерьер как форма одиночества
Эдвард Хоппер – американский художник, чьи работы посвящены городу и его обитателям, одиноким, отчужденным, потерянным. Интерьеры, минималистичные и холодные, залитые резким электрическим светом или тщетно пытающиеся согреться в солнечных лучах, подчеркивают эмоциональное состояние героев. Иногда они совершенно пусты, лишены обстановки, не обжиты - и говорят скорее не об отсутствии жильцов, а о невозможности пустить корни, найти себе место в жизни.
Творчество Эдварда Хоппера заслуживает отдельного разговора. Он был вундеркиндом - однако сегодня гораздо популярнее, чем при жизни...