Помните сакраментальное: «Есть в графском парке черный пруд, там лилии цветут» и клеймо характерной формы на плече красавицы Миледи? Действительно, геральдическая лилия или флер-де-лис (fleur de lys) со второй половины XII века стала одним из самых узнаваемых гербовых символов Европы.
В документах можно найти свидетельства о том, что король Людовик VI Толстый, родившийся в декабре 1081 года, носил синий щит, украшенный изображениями золотых цветов, а уже в 1211 году лилия появилась на личной печати принца Луи – будущего короля Людовика VIII.
С тех пор цветок лилии стал во Франции символом королевской власти, и, пожалуй, сегодня мало кто вспомнит о том, что эта же эмблема встречалась еще на печатях Месопотамии и барельефах Древнего Египта. Графическим изображением лилий во Франции украшали щиты, знамена и навершия тронов, ей клеймили государственных преступников, а во времена Великой французской революции ношение украшений в виде символа королевской власти могло привести слишком смелого монархиста в тюрьму или даже на гильотину. Но, давайте внимательнее посмотрим на известный всем с детства рисунок. Действительно ли на нем изображена лилия?
Конечно, факт того, что французская королевская лилия на свой ботанический прототип внешне не слишком похожа, заметили давно. Прежде популярная гипотеза гласила, что словосочетание fleur de lys вполне могло означать не «цветок лилии», а «цветок луи», неспроста же именно Людовик VIII впервые поместил ее на свою печать, да и большинство королей из династии Бурбонов носили это имя. Однако, согласно новым изысканиям историков, на гербе французских монархов изображена и не лилия вовсе, а совершенно другой цветок. Ирис.
Судя по всему, причина филогически-ботанической путаницы заключена в самом слове lys или lis, неспроста словосочетание «цветок лилии» по-французски может писаться, как fleur de lys или fleur de lis – оба варианта грамматически приемлемы. Итак, на севере страны есть река, которая берет свое начало на территории департамента Па-де-Кале и впадает в реку Шельда.
Называется она Лис во Франции или Лейе в Бельгии, а по-французски ее наименование пишется, как Lys. А теперь, сюрприз! Знаменита эта река тем, что на ее берегах издревле росли ярко-желтые ирисы, формой и цветом подозрительно напоминающие геральдический символ французских королей.
Да и словосочетание fleur de lys, если подумать, может обозначать не что иное, как «цветок Лиса» — той самой реки, из окрестностей которой были родом ранние франкские короли. Идем дальше и обращаем внимание на колористику французского королевского флага.
Золотые цветы на синем фоне в данном случае могут быть не более чем графическим изображением ярко-желтых ирисов на фоне синей реки, а ведь это – переосмысление рисунка на щите Людовика VI Толстого. Словом, если сложить все за и против, то гипотеза об ирисах с берегов Лиса становится чрезвычайно жизнеспособной.
Тем более, официальные легенды о том, как желтый цветок стал символом монаршей власти во Франции, никакой критики в принципе не выдерживают. Все они – легендарные, а их главный герой – король франков Хлодвиг I, живший в пятой веке нашей эры и принявший христианство после женитьбы на дочери бургунского короля Клотильде.
По первой, менее поэтичной и более реалистичной легенде, король с армией в ходе очередной военной кампании увяз в болотах в окрестностях Рейна. Дело кончилось бы весьма трагично, если бы не ирисы, что росли на мелководье реки. Они помогли солдатам и командыванию быстро сориентироваться и безопасно перебраться на твердую землю. Когда же опасность миновала, Хлодвиг усмотрел в произошедшем силу божественного проведения и сделал эмблему в виде желтых цветов своим королевским символом.
Вторая легенда уже в разы более изысканная. Она гласит, что накануне трех важных битв, которые Хлодвиг выиграл, знаки на его наследственном щите загадочным образом менялись на изображения цветов. Король вместе с христианской женой Клотильдой усмотрели в этом покровительство Всевышнего, и сделали их своим фамильным гербом.
В XII веке рассказы о короле франков дополнялись все более интересными подробностями. В одних фигурировала Дева Мария, спускающаяся к Хлодвигу с небес с чашей в виде лилии в руках, в других присутствовал ангел, преподносящий королю золотой цветок в знак очищения.
Само собой, придуманы и распространены они были в рамках пиар-компании Людовика VI Толстого, того самого, что первым украсил свой щит изображениями золотых лилий или ирисов. Делалась это с единственной целью: обосновать божественное право монарха на власть и связать его личность с ранними франкскими королями, ибо формула «Лорд – почти что король, король – почти тоже, что Бог, а Бога зовем мы Милорд» в феодальной Европе работала безотказно.