Ее часто называли артисткой «из народа», и так оно и было на самом деле. Валентина Талызина родилась в 1935 г. в Омске. Когда ей было 5 лет, родители развелись, и она уехала с матерью в Белоруссию, а с началом войны отправилась в эвакуацию в Сибирь. О тех трудных временах она позже вспоминала: «Страшно было очень… Мы выехали из Барановичей, а на следующий день там расстреляли всех жен и детей комиссаров на главной площади города. Мы чудом спаслись, нас с мамой успели эвакуировать в Сибирь к ее сестре… Помню, как в теплушках целый месяц добирались из Белоруссии до Омска. По дороге нас бомбили… Я помню бомбежку, помню, как мама отворачивала мне лицо, чтобы я не смотрела на трупы. В войну мы не голодали, у нас была корова и картошка, а это в те годы шанс выжить. Зимой основная пища – пельмени. Их в Сибири делают много и едят всю длинную зиму. Многие фрукты, овощи я впервые попробовала, только когда приехала в Москву».
На ее артистические способности первой обратила внимание ее учительница. Когда Валя училась во втором классе, она часто приглашала ее к себе домой, звала гостей, усаживала ее на печку и просила читать сказки Пушкина. Это была ее первая сцена и первые зрители. Но тогда же случилось и первое разочарование. Когда мальчишки из ее класса узнали о том, что она часто бывает у их учительницы, решили, что она ходит туда ябедничать, и жестоко ее избили. Этот первый урок – «не высовывайся!» – девочка запомнила надолго. Наверное, именно поэтому она никому не говорила о том, что мечтает стать артисткой, и после школы поступила в сельхозинститут на экономический факультет. А спустя 2 года не выдержала, забрала документы и отправилась в Москву – поступать в театральный.
Талызина не комплексовала по поводу того, что она – провинциалка, ведь такие, как она, нередко опережали москвичей в упорстве, целеустремленности, трудолюбии. По ее словам, «провинция кормила и будет кормить Москву и духовно, и физически». В ГИТИС ее приняли после первого же тура. С первых дней в столице Талызина надеялась только на себя и приучала себя к постоянному труду. Именно это, а не какие-то выдающиеся способности, она и считает секретом своего успеха: «Все-таки талант без труда – ничто… Артист – это только труд. Я – актриса средних способностей… Я понимаю, с каким трудом далась мне Москва, моя профессия, вся эта жизнь, все эти режиссеры, которые унижали, оскорбляли меня... Больше всего это делали режиссеры кино. До сих пор помню, как это делал Фокин, когда я озвучивала главную героиню в фильме «ТАСС уполномочен заявить». Он заставлял меня делать по сорок дублей».
Впрочем, с этими ее словами многие не были согласны, и слова об издевательствах считали преувеличением. И коллеги, и режиссеры признавали талант Талызиной, хотя и называли ее «неудобной актрисой» с очень тяжелым характером. Сама она так не считает – списывает это на свою прямоту, нетерпимость к хамству, неумение заискивать, привычку говорить все, что думает, и называть вещи своими именами. Возможно, поэтому у нее всегда было немного друзей.
Валентина Талызина не гналась за образами романтических героинь и не боялась выглядеть на экранах некрасивой. Первый успех в кино ей принесла роль малопривлекательной общественницы Алевтины в фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Еще тогда режиссер заявил ей, что теперь она просто обречена на комичных некрасивых героинь. А другой режиссер, Андрей Житинкин, говорил: «Это только кажется, что Валентина Илларионовна такая народная, простая. Нет, она тонко чувствующий, тонко организованный человек, знает толк и в мехах, и в антиквариате, и в украшениях. Только все свои знания скрывает за иронией».
За словом в карман Талызина никогда не лезла, и многие ее коллеги опасались попасть к ней на язык. Сама себя она звездой никогда не считала и часто иронизировала над молодыми актрисами, после первого же успеха страдавшими звездной болезнью. Когда кто-то из них позволял себе опаздывать на репетицию или на съемочную площадку, устраивать скандалы и не учить текст роли, заменяя его своей «гениальной» импровизаций, Талызина предлагала таких актрис называть не «звезда», а словом в рифму на букву «п». А настоящими величинами в своей профессии актриса считала своих старших коллег, с которыми ей посчастливилось выступать на одной сцене, – Фаину Раневскую, Веру Марецкую, Любовь Орлову. Их отношение к искусству как к служению и стало для нее ориентиром.
Актриса признавалась и в том, что друзей у нее было немного и потому, что на них нужно время, а все свое время она отдавала профессии. По той же причине не сложилась и ее личная жизнь. Замужем она была лишь один раз. Брак с художником Леонидом Непомнящим распался спустя 12 лет – супруг злоупотреблял алкоголем и не был ей верен. Впрочем, и у Талызиной случались романы на съемочной площадке, но они были скоротечными и не привели к браку.
Однако Талызина не жаловалась на судьбу – по ее мнению, именно одиночество и помогло ей сконцентрироваться на любимой работе и достичь в ней больших успехов. «Вообще с влюбленностями у меня полная жуть, дура была такая. Влюблялась – не то слово. Это так мешало профессии… Помню, у меня был небольшой роман с оператором на одной из картин. Да лучше бы этого не было. Все куда-то ушло… Артистка из меня ушла – остался только роман. Тут жестко: или профессия, или романы… Жизнь с ее влюбленностями перешибает искусство», – говорила актриса.
Ее отношение к профессии всегда было очень серьезным, и это она старалась передать и своей дочери, которая пошла по ее стопам. Талызина не щадила Ксению, никогда ее не хвалила, оставаясь ее самым строгим и правдивым критиком. Они часто бурно выясняли отношения, были долгие периоды непонимания. Но сейчас дочь Талызиной ей благодарна за то, что она помогла стать настоящим профессионалом. Ксения говорит: «Увы, есть у мамы такая черта: она иногда говорит и не думает или говорит все, что думает. Из-за этого многие на нее в обиде. Но, возможно, если бы она себя так не вела, то никогда не стала бы Талызиной».
Жертвы, принесенные на алтарь актерской профессии, часто бывают напрасными. И хотя Талызина не жалеет о том, как сложилась ее творческая судьба, все же сетует: «Да, типаж у меня социальный… Его-то обычно и эксплуатировали». Несмотря на большое количество сыгранных ролей, зрители помнят ее только по нескольким фильмам. Но все жертвы она считает оправданными: «Ведь для меня быть актрисой – больше, чем профессия. Это то, чему я посвятила всю свою жизнь».