Она выдвигалась на кинопремию «Оскар» и была признана одним из лучших фильмов о войне. Но перед тем, как завоевать мировое признание, фильм был раскритикован на родине, а режиссера-фронтовика обвинили в исторических неточностях и даже клевете на Советскую армию…
Эту тему Григорий Чухрай выбрал не случайно – он сам был фронтовиком, воевал в разных частях воздушно-десантных войск, участвовал в боях на Южном, Сталинградском, Донском фронтах. В декабре 1945 г. он был уволен в запас в звании гвардии старшего лейтенанта. С тех пор его не оставляла мысль снять фильм о войне. Чухрай говорил: «По всем дорогам войны осталось много дорогих моему сердцу людей. Это были мои сверстники, которые тоже прямо со школьной скамьи пошли воевать, но им не суждено было вернуться домой. Естественно, что во мне все эти годы зрело неодолимое желание рассказать об этих людях, об их короткой, но славной судьбе».
В этом фильме не было батальных сцен – в центре сюжета был молодой солдат Алексей Скворцов, который ехал на побывку домой, но успел только один раз обнять свою мать, потому что в дороге все время потратил на помощь людям, встреченным в пути. Над сценарием вместе с Чухраем работал еще один фронтовик – Валентин Ежов. «И ему и мне хотелось рассказать о нашем сверстнике, герое – солдате, отдавшем жизнь за Родину, – без громких фраз, просто, грустно и честно. Мы не стремились воздвигать ему монумент. Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей победы. Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти», – объяснял Чухрай.
В главных ролях должны были сниматься Лилия Алешникова и Олег Стриженов, но на третий день съемок режиссер попал под машину и 4 месяца пролежал в гипсе. За это время он пришел к выводу, что ошибся с выбором актеров – они попросту были старше своих персонажей, и в таких образах выглядели бы недостоверно. Григорий Чухрай рискнул, выбрав на главные роли молодых неопытных актеров. Роль солдата Алеши Скворцова стала дебютной для студента ВГИКа Владимира Ивашова. Этот фильм не только стал удачным стартом его кинокарьеры, но и принес актеру мировую популярность. Американская пресса писала: «Голливудским звездам, готовившим юных актеров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолет в Москву и устроить их в институт, раз там делают таких актеров из девятнадцатилетних юнцов». Этот фильм стал для Владимира Ивашова судьбоносным, и он даже назвал своего первого сына, родившегося в браке со Светланой Светличной, в честь своего героя Алешей.
Главная женская роль досталась первокурснице Школы-студии МХАТ Жанне Прохоренко. Ради съемок в фильме ей даже пришлось уйти из вуза, ведь преподаватели не приветствовали участия студентов в киноэкспедициях. Позже Чухрай помог ей закончить обучение во ВГИКе. Жанна исполнила роль Шуры – девушки, которой Алеша Скворцов помогает спрятаться в вагоне и доехать до нужной ей станции. Эта девушка так и останется его первой и единственной любовью.
Прежде чем фильм вышел в прокат, Григорий Чухрай выслушал в свой адрес немало обвинений – в незначительности темы, в отсутствии героических сцен, в пессимизме и даже попытке очернить авторитет и славу Советской армии – ведь герой признавался, что подбил два вражеских танка от испуга (этот эпизод режиссер взял из своей жизни). Финал картины, где главный герой погибал, тоже вызывал нарекания – мол, зачем понадобилось убивать положительного героя? Режиссера упрекали в исторических неточностях – например, в том, что отпуск в начале войны был практически невозможен, и что военные носят погоны, которые ввели только в 1943 г. Чухрай пошел на это осознанно – он надеялся, что «Балладу о солдате» увидят в странах, которые советские солдаты освобождали уже в погонах, и что там эти герои будут узнаваемы.
Руководитель Главка по производству фильмов Александр Федоров заявил режиссеру: «Это слишком мелко, мелкотемье, Вы же участник обороны Сталинграда, Вы же провоевали всю войну, а тут мама, мальчик едет починять крышу, девочка... как-то это все несерьезно. Вам надо бы снять после Вашего хорошего фильма «Сорок первый» значительный фильм, а Вы снимаете что-то не то». Комиссия, принимавшая фильм, резюмировала, что он не вписывается в рамки военного кино. В результате «Баллада о солдате» вышла с ограничениями в прокате – ее запретили показывать в больших городах и в столицах республик. И только после того, как фильм увидел и одобрил Хрущев, его представили на международных кинофестивалях.
Зрители смогли оценить фильм по достоинству – в год выхода его посмотрело 30 млн человек. Этот фильм пользовался огромной популярностью и в СССР, и за рубежом. В 1960 г. «Балладу о солдате» показали на Каннском кинофестивале, где она разделила с «Дамой с собачкой» специальный приз жюри «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество». Помимо этой награды и номинации на «Оскар», «Баллада о солдате» получила премию за режиссуру на фестивале в Сан-Франциско, приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, главный приз Лондонского фестиваля. Всего фильм заслужил около 100 наград.
Английский режиссер Тони Ричардсон говорил: «Такие произведения, как «Баллада о солдате», – это именно то, что я называю поэзией». Пьер Паоло Пазолини отмечал: «Чухрай подобен дожившему до наших дней классику. Это все равно, как если бы посреди квартала, сплошь состоящего из серых и посредственных зданий, неожиданно бы возникли чудом сохранившиеся руины огромного и могучего старинного сооружения». Этот фильм произвел большое впечатление на Лайзу Миннелли. Ее друг Рок Бриннер рассказывал: «Когда нам было по 13 лет, я повел Лайзу в кино, посмотреть «Балладу о солдате» Григория Чухрая. Мы пришли к открытию кинотеатра и смотрели этот фильм пять раз, с 12 часов до закрытия кинотеатра».