Мало кто в обществе знал об их истинной жизни. Конечно, на первый взгляд работа манекенщиц была легкой и необременительной: походила в платье по подиуму, покрутилась, и — получила деньги. То ли дело доярки, учителя, рабочие на заводах, — вот кто действительно работает и достоин уважения!
Это отношение хорошо прослеживается по известным советским фильмам. Вспомните хотя бы Гену Козодоева из «Бриллиантовой руки», Иру Соболевскую из фильма «Место встречи изменить нельзя», подружек Лёлю и Лялю из сериала «Следствие ведут знатоки»... Все они работают в индустрии моды, и все, как на подбор, — или контрабандисты, или подружки бандитов.
А как на самом деле складывалась жизнь этих красавиц?
Валентина Яшина — умерла в нищете, ограбленная сыном
Она стала одной из первых советских манекенщиц и приняла на себя весь негатив тогдашнего общества, считавшего, что быть такой красивой — просто недопустимо! Карьера Валентины Яшиной началась еще в 50-х. Вообще-то она была артисткой оперетты. Но однажды, будучи замужней дамой, позволила себе роман с партнером по сцене.
И все: пришлось забыть не только о браке, но и о карьере. Надо было как-то зарабатывать на жизнь. Валентина стала манекенщицей, благо внешность позволяла. И неожиданно поняла, что это ее призвание.
Эффектная блондинка оставалась примой Дома моделей больше 20 лет. А когда поняла, что пора уступить место молодым красоткам, не стала убиваться, а тихо продолжала работать на вторых ролях. И жизнь она прожила счастливую: вокруг всегда было много поклонников, за одного из которых она и вышла замуж во второй раз.
А вот под конец жизни удача оставила Валентину. Взрослый сын быстро промотал все, что оставил после смерти второй муж Яшиной: квартиру, дачу, две машины... И оставил мать умирать в болезнях и нищете.
Регина Збарская — покончила с собой, разочаровавшись в жизни
Говоря о советских моделях, нельзя обойти стороной имя Регины Збарской. Она отличалась какой-то совершенно не советской красотой, и на Западе быстро оценили великолепную Регину, назвав ее «самым красивым оружием Кремля». Она пользовалась свободой — могла ездить заграницу, посмотрела весь мир, участвуя в модных показах.
Но личная жизнь у красавицы не сложилась. Муж, уставший ждать и ревновать, ушел к другой. Регина попала в психиатрическую клинику, а когда вышла из нее, обнаружила, что царицами подиума уже стали другие девушки, помоложе и посвежее.
Последовал второй брак — с югославским журналистом, который выпустил книгу о Збарской: в ней он выставил манекенщицу агентом КГБ, переспавшей чуть ли не со всем руководством Кремля.
Потеряв любимую работу и семейное счастье, Збарская покончила с собой, оставшись легендой. О ее судьбе подробно рассказывает сериал «Красная королева».
Мила Романовская — удачно эмигрировала
Милу Романовскую называли главной соперницей Збарской. Например, знаменитое платье «Россия» для заграничных показов сначала шили на Збарскую, но в итоге его демонстрировала Романовская: нежная блондинка больше соответствовала образу, чем темноволосая Регина с высокомерным выражением лица.
Успех Милы в платье «Россия» был оглушительным: за рубежом ее стали называть «Березкой» и «Снегурочкой», у нее не было отбоя от предложений сняться в фотосессиях у лучших фотографов мира…
А вот муж не стал терпеть успеха жены: подал на развод. И это было даже к лучшему: красавицу Милу по достоинству оценил другой человек, художник Юрий Куперман. Он женился на манекенщице, а вскоре увез ее в Израиль. За Израилем последовала Англия, и везде Милу сопровождал успех. Через какое-то время им с мужем пришлось жить в разных странах, и они, подумав, оформили развод.
Ее третьим мужем стал лондонский бизнесмен. Говорят, и сегодня Романовская ведет счастливую жизнь любимой жены, много путешествуя по миру. Хотя достоверных сведений о ее жизни в последние годы нет.
Леокадия Миронова — одинокая старость
В Советском Союзе она была дочерью «врага народа». Ее отца, потомственного дворянина, арестовали в 50-х, — для этого было достаточно его «непростого» происхождения.
А Леокадия — Лёка, как ее называли друзья и поклонники, — стала одной из самых ярких моделей страны. Правда, за границу ее не выпускали, но иностранцы и без того хорошо знали «русскую Одри Хепберн». Ее приглашали на западные показы и готовы были заплатить невероятную сумму — 2 тысячи долларов за час работы!
Но советское руководство так и не позволило Лёке покинуть страну. И она работала на родине, получая жалкие 70-80 рублей в месяц. А потом и вовсе потеряла работу, отказав домогающемуся ее высокопоставленному чиновнику.
Выступая в одном из ток-шоу в 2016 году, Миронова призналась, что начиная с 70-х, после неудачного романа с литовским фотографом, у нее больше не было отношений ни с одним мужчиной. И еще — что она одинока, но ей никто не нужен.
Четыре рубля — на приличное белье и косметику
Об изломанных судьбах советских манекенщиц можно рассказывать еще долго. Их жизни сложились по-разному, хотя было и много общего.
Например, всех советских моделей, сумевших попасть за границу, подозревали в связях с разведкой. Часто эти подозрения имели под собой основание: без позволения всемогущего КГБ никого из них не выпустили бы за границу, а позволение обычно давалось в обмен на информацию.
А попасть за границу, повидать мир, естественно, хотелось каждой. Вот и писали девушки доносы на коллег, чтобы убрать с пути ту или иную конкурентку... Может быть, и не все. Но многие.
Оказавшись в другой стране, они получали мизерные суммы — 4-5 рублей в сутки. В то время как за их труд платили валютой немалые деньги. Только вот сами манекенщицы этих денег не видели, им приходилось в буквальном смысле голодать, чтобы выкроить немного на покупку нормального белья и косметики, которых на родине просто не существовало.
Все неформальные знакомства с иностранцами были строго запрещены. Однажды манекенщица Марина Иевлева, находясь за границей, очаровала на каком-то приеме племянника Рокфеллера, и тот сделал девушке предложение. Но принять его Марине запретили, объяснив, что в случае непослушания подвергнут репрессиям ее пожилых родителей, оставшихся на родине.
Так чего же было больше в тайной жизни советских манекенщиц — блеска и роскоши или унижений и бедности?