Множество работ Галлена навсегда вошли в золотой фонд финского изобразительного искусства, одним из основоположников которого он и являлся. Нужно отметить, что диапазон творческих интересов и увлечений живописца был весьма многогранен: "Он работал в станковой и монументальной живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, резал гравюры и строил дома в национальном стиле, иллюстрировал книги и проектировал оформление интерьеров". И что интересно, тип такого универсального художника оказался неожиданным для финской культуры, поэтому его творчество вызывало не только восхищение, но и громкие негативные отзывы и в среде критиков, и в обществе в целом.
Впрочем, чему удивляться? Художник жил и творил во времена, когда весь мир захлестнула творческая эволюция, когда искусство буквально наводнилось различными новомодными течениями, представители которых поделились на множество противоборствующих лагерей.
Тем не менее, как бы там ни было в энциклопедии «ARTCYCLOPEDIA», собравшей художников всех стран и эпох, в разделе «Финляндия» представлено всего лишь 10 имен, одно из них – Галлен-Каллела.
Перелистывая страницы биографии
Финский художник шведского происхождения родился в 1865 году в Пори (портовый город Финляндии)в семье частного адвоката Петера Галлена, в которой было 12 детей. Мать художника увлекалась живописью и приобщила к ней одаренного сына. Их фамилия выражала двойственность местной культуры. Деда художника на финский манер звали - Каллела, отца - на шведский - Галлен. А сам Аксели, спустя более 20 лет, будет называть себя Галлен-Каллела.
Начальное художественное образование юноша получил в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе, а совершенствовал свое мастерство в академии Р.Жюльена в Париже (1884–1889), где преподавателями на то время были именитые художники В.А.Бугро и Ф.Кормона. Большое влияние оказало на молодого мастера творчество Ж.Бастьена-Лепажа.
Вначале творческой карьеры молодого художника привлекали образы людей из простого народа, сюжеты из сельской жизни, которую он хорошо знал по своему детству. Поэтому так реалистически достоверна и психологически убедительна одна из первых его картин - «Мальчик и ворона» (1884), написанная под влиянием французского натурализма и в духе скандинавского веризма.
Вернувшись летом 1885 года из Парижа на родину, Галлен приступил к работе над картиной «Старуха и кошка», моделью для которой послужила местная пожилая женщина. А уже осенью на выставке Финского художественного общества это полотно вызвало противоречивые мнения. Консерваторы не одобрили неприглядность изображенного, а либералы восприняли произведение с энтузиазмом - их покорило умение мастера находить трогательные сюжеты в обыденной жизни простолюдинов.
В такой же манере художник написал полотна «Первый урок» (1889), «Финская баня» (1891), «Пастух из Панаярви» (1892), где с любовью и большим живописным мастерством воплотил характерные типажи и бытовую среду крестьянства, национальный склад характеров, черты самобытного образа жизни. Наряду с этим Галлен-Каллела отражал на своих картинах суровую меланхоличность финской природы, её сумрачные и светлые пейзажи, густые леса и бескрайние поля с глубокими озёрами с заснеженными далями.
Стоит отметить, что вдохновение для своих реалистичных сюжетов художник искал в самых неожиданных местах. Его нередко можно было, к примеру, увидеть в свежевырытой могиле, где он лежал, погрузившись в свои мысли, при этом медленно покуривал сигару и делал вид, что не замечает наблюдателей.
Путеводными в творчестве мастера стали легенды финского эпоса - Калевала. К слову, эпос Калевала (карело-финский эпос) имеет общие народные корни и объединяет Россию и Финляндию. Он вдохновлял многих финских и российских художников, композиторов, поэтов, он отвечал и интересам Галлена. Значимой его работой этого периода стал триптих - «Легенда об Айно» (1891), созданный по мотивам карело-финской легенды.
Символизм в творчестве Галлена-Каллелы
Однако писать в реалистичной манере в эпоху процветающего модернизма - это была огромная смелость. Критики упрекали молодого живописца в отсутствии воображения и умении видеть истинную красоту. Так, под их давлением и веянием нового времени, к началу 20 века Галлен постепенно отошел от своих идей и вошел в русло «нордизма» (северного модерна), став значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического направления.
Поворотной точкой в его творчестве стала и трагедия, постигшая его семью. Смерть маленькой дочери надломила тонкие струны души художника, и с тех пор его кисть утратила "мягкий реалистический характер и стала более жесткой и агрессивной". В своей работе он стал широко использовать символику с тайным смыслом и художественные приемы стиля модерн. Вот так, перейдя от масла к темпере, Галлен-Каллела научился ярко и экспрессивно запечатлевать чувства и мысли.
В 1906 году художник создает живописную аллегорию - «Любовники», на которой передана вся острота и боль запретной любви. Воткнутый меч в спину мужчины пронзает его сердце и проникает в сердце его любимой, как бы соединяя их навеки. Испытывая неимоверную боль, пара слилась в страстном поцелуе...
Этот трогательный до глубины души сюжет, также взят был художником из финского эпоса.
В свое время Галлен был знаком со знаменитым русским мастером живописи Николаем Рерихом, они вместе совершили длительное путешествие по Карелии. Именно Рерих помог Гален-Каллеле отыскать тему, ставшую основной в его творчестве. А еще своеобразная дружба-вражда связывала финского художника с Максимом Горьким, который сперва критиковал мастера за «декадентство», но позже сам попал под его влияние. К слову, Галлен создал несколько портретов Горького.
Стремления художника работать с «большими» формами реализовались в монументальных декоративных росписях финского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Серия работ для плафона была посвящена «Калевале». Спустя четверть века художником была выполнена аналогичная роспись в вестибюле Национального музея в Хельсинки (1928).
Художник за свою творческую карьеру много работал в Карелии, бывал в Италии и Германии, несколько раз путешествовал по Британской Восточной Африке (нынче Кения), три года жил в Америке. И, разумеется, написал множество портретов, посвященных африканцам и коренным жителям Америки - индейцам. Но, это уже другая история.
Последние годы жизни Галлен-Каллела активно занимался политикой. В 1918 году Галлен-Каллела с сыном принимали участие в Финской гражданской войне. Позже художнику было предложено заняться дизайном флагов, государственных символов (герб и флаг Ухтинской республики, орден Белой розы Финляндии, орден Креста Свободы) и униформы независимой Финляндии. Художником так же был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года.
Умер 66-летний Галлен-Каллела в Стокгольме в 1931 от воспаления лёгких. По дороге из Копенгагена, где читал лекции в местном университете, художник сильно перемерз, и с больничной койки уже не поднялся.
Рассматривая творчество скандинавских художников, творивших на рубеже 19-20 столетия, хотелось бы сказать, что некоторые из них оставались до последних дней верными идеалам реализма. В нашей публикации: Очарование атмосферных скандинавских пейзажей шведского художника-классика Арвида Линдстрема вы можете посмотреть галерею его восхитительных картин.