Лувр: почему национальное достояние Франции раздает свои экспонаты, и кому они достаются
1,072
просмотров
Музей Лувра появился в 1793 году – более двух веков назад. В его залах и в запасниках содержится около трехсот тысяч экспонатов, а количество посетителей, посещающих Лувр в течение года, уже перевалило за десять миллионов. И то, и другое, и третье стало причинами, побудившими французские власти создать дополнительные «лувры» - за пределами Франции или, по крайней мере, за пределами Парижа.

Без скандалов не обошлось - немудрено, ведь бесценные произведения мировой культуры имеют, тем не менее, свою цену - порой слишком высокую для музея-филиала.

Лувр-Ланс

Эксперимент по размещению части экспонатов музея в других городах и даже странах начался несколько лет назад и уже позволил подвести некоторые результаты.

Музей Лувра в Париже

За право стать филиалом Лувра на территории Франции спорили несколько городов, включая Амьен, Аррас и Кале, но выбор французского правительства пал на бывший шахтерский городок Ланс, в двухстах километрах к северу от Парижа. На протяжении долгого времени здесь велась добыча угля, а с 1986 года, когда шахты были окончательно закрыты, Ланс испытывал экономические трудности, а население столкнулось с безработицей.

В 2004 году было принято решение о строительстве музея, а в 2012 он уже открыл свои двери для новых посетителей. Главной картиной в первой экспозиции стала «Свобода, ведущая народ» кисти Эжена Делакруа.

Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ». За первую неделю Лувр-Ланс посетили сто тысяч человек

Всего же Лувром было передано более двухсот произведений на срок пять лет, а помимо этой полупостоянной экспозиции, в музее Ланса планировалось проводить временные выставки на отдельные темы. Весной 2019 года несколько сотен разных произведений искусства были выставлены на экспозиции, посвященной Гомеру.

Открытие нового музея, да еще и мирового значения, позволило Лансу, почти уже ставшему городом-призраком, поправить свои дела. В 2018 году маленький Лувр посетило около миллиона человек.

Здание филиала Лувра в Лансе

Само собой, ни поражающей воображение концентрации шедевров, которые ежедневно представлены вниманию гостей парижского Лувра, ни многочисленных туристов, заполняющих до отказа некоторые его залы, в Лансе нет. Это и позволяет превратить визит в музей в спокойное времяпрепровождение, наслаждаясь пусть немногочисленными, но от этого не менее ценными произведениями искусства.

Экспозиция музея Лувр-Ланс

Коллекция, которая экспонируется в музее-спутнике, подбирается не из запасников большого Лувра, а из основных его коллекций. При организации работы музея были введены новые принципы размещения произведений. В отличие от классического деления на разделы – «Древний Восток», «Скульптуры», «Изобразительное искусство» и другие, Ланс предлагал знакомиться с шедеврами разных эпох, объединенных в одном зале какой-либо общей идеей. Такая концепция размещения экспонатов позволила экспериментировать с впечатлением посетителей, дать им возможность сравнить искусство разных веков и эпох, оценить общие черты архаичных произведений, никак не связанных между собой пространством, но ставших результатом общих для разных народов законов развития цивилизации.

В Ланс привозят шедевры из основной коллекции Лувра, в частности, произведения Рафаэля

Лувр Абу-Даби

Куда более смелым и резонансным было решение предоставить часть коллекции парижского Лувра новому музею в Объединенных Арабских Эмиратах. Лувр Абу-Даби открылся на острове Саадият в 2017 году. Архитектурное решение для нового здания музея было выдержано в духе Эмиратов – роскошь и новейшие технологии, объединенные с одной целью – поразить и восхитить уже довольно искушенного современного ценителя прекрасного.

Здания музея Лувр Абу-Даби

Белое здание в футуристическом стиле, окруженное морем, ажурный купол, который пропускает солнечный свет внутрь, завораживающий вид во время захода солнца – все это само по себе производит на посетителей незабываемое впечатление. Внутри сооружения же расположена крупнейшая на Аравийском полуострове экспозиция художественного музея – и это становится главным аргументом в пользу посещения музея.

Внутри музея

В Абу-Даби привезли экспонаты не только из Лувра, но и из Центра Жоржа Помпиду и Версаля. Формально музей не является филиалом Лувра, но с Парижем его связывают договорные отношения, которые предполагают демонстрацию произведений основной коллекции музея в течение некоторого времени. Так, в эмираты отправились картины Моне, Дега, Сезанна, Пикассо, скульптуры Родена и множество других шедевров – всего более трехсот. Несмотря на то, что экспозиция размещается в мусульманской стране, по уверениям организаторов выставок, на подбор произведений это не оказывает никакого негативного влияния.

В музее можно обнаружить соседство священных книг разных религий

В Абу-Даби, как и в Лансе, воплощен в жизнь новый, современный формат размещения экспозиции – согласно общей идее, а не по обособленным друг от друга разделам. Так, здесь соседствуют Тора, Библия и Коран – в знак уважения ко всем религиям и невозможности отделить какую-либо из них от истории культуры. Лувр Абу-Даби как музей существует совсем недавно, но уже занимает одно из лидирующих мест в списке обязательных к посещению туристических объектов. К тому же, по соседству, на том же острове Саадият, планируется разместить и другие объекты культуры, в частности, филиал нью-йоркского музея современного искусства Гуггенхайма.

Экспозиция музея в Абу-Даби

Тем не менее, идея вывоза ценнейших произведений искусства за границу, да еще и за пределы Европы, с самого начала публичного обсуждения проекта вызвала противоречивые мнения. Против планируемой передачи шедевров выступали тысячи историков, археологов и музейных работников, была даже запущена петиция с требованием не допускать «продажу» французских музеев.

Экспозиция музея

Демонстрация коллекций Лувра действительно обходится Абу-Даби в немалую сумму, правда, следует признать, что страна, как, впрочем, и ее некоторые соседи, может себе позволить щедрость в отношении предметов искусства.

Несколькими годами ранее саудовский принц Мухаммед ибн Салман приобрел на аукционе «Кристис» картину, ставшую самой дорогой в истории, и с ней тоже оказался связан скандал, затронувший Лувр Абу-Даби.

Подлинник да Винчи или фейк?

«Спаситель мира» приписывался мастерской Леонардо да Винчи и за время своего существования, начиная примерно с 1500 года, многократно менял владельцев, периодически выпадая из поля зрения ценителей и специалистов.

«Спаситель мира»

В 1958 году «Спаситель» был продан на аукционе за 45 фунтов стерлингов. В 2011 впервые была высказана и развита версия о том, что картина написана не учеником великого Леонардо, а сами мастером. Были проведены исследования, и эксперты подтвердили авторство да Винчи. Стоимость картины на рынке произведений искусства резко возросла, в 2012 году российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев купил ее за 127,5 миллионов долларов. Спустя несколько лет «Спаситель мира» снова был выставлен на продажу, и выкуплен за рекордную сумму – 450,3 миллиона долларов.

Осенью 2018 года был анонсирован показ этой работы да Винчи в составе экспозиции Лувра Абу-Даби. Тем не менее, картина в музей так и не попала, а его представители заявили, что не имеют представления о ее местонахождении. По-видимому, оказалась сорвана и планируемая по договору с музеем демонстрация «Спасителя» в парижском Лувре, который осенью 2019 года проводит выставку, посвященную 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи.

Другой шедевр Леонардо, уже бесспорный - «Прекрасная Ферроньера» - благополучно прибыл в Абу-Даби и украсил коллекцию музея

Среди искусствоведов и ценителей искусства не перестают циркулировать слухи – и о том, что реальным покупателем картины стал департамент культуры и туризма Абу-Даби, и о том, что «Спасителя» скрывают для того, чтобы избежать разоблачения – ведь эксперты стали подвергать сомнению версию об авторстве да Винчи. В таком случае рыночная стоимость картины – даже если к работе своего ученика Леонардо и имел некоторое отношение – составит куда более скромную сумму, не превышающую двух миллионов долларов.

Музей Лувр Абу-Даби

Было бы наивным полагать, что в строительстве и организации работы музеев, принимающих в своих стенах шедевры мирового искусства, играют роль лишь эстетические, нематериальные факторы. Функционирование Лувра, как и двух его спутников, - это еще и серьезный экономический проект, в котором, как и в других больших финансовых проектах, важны расчет и общественное мнение. Но не для посетителей – ценители прекрасного могут себе позволить наслаждаться подлинными произведениями великих мастеров прошлого в тишине просторных полупустых залов вдали от Парижа. А значит, идея создания спутников больших музеев обещает быть воплощенной в жизнь еще не раз.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится