«В прошлом ХХ столетии человечество сумело достигнуть невозможного и преодолеть голод, эпидемии и войну. Сейчас, впервые за всю историю, от голода умирает меньше людей от ожирения. Болезни уносят меньше жизней, чем старость. Насильственной смертью умирают реже, чем от несчастных случаев. Нужно помнить об этих удивительных достижениях, встречаясь лицом к лицу с тяжелыми испытаниями XXI столетия», — сказал историк Юваль Ной Харари на своем выступлении в Берлине.
Для человека в прошлом жизнь была полна загадок и магии. Люди не понимали, почему случаются болезни и как от них избавиться. За помощью нередко обращались к Богу или святым, их же и благодарили за чудесное исцеление. Так, например, на одной из картин можно увидеть женщину, благодарящую небеса за «чудесное исцеление от безумия» после того, как из нее «изгнали дьявола».
Считая человеческое тело божественным, а любое вмешательство — дьявольским, хирургия довольно долго оставалась на весьма примитивном уровне. Молитвы, порки, обливания святой водой, смирение, голод — вот как решались многие проблемы со здоровьем. И если помочь проблеме не удавалось, что ж, видимо, дух человека был слаб и дьявол победил.
Сейчас, когда человечество больше не сталкивается с такими жуткими эпидемиями, которые достались нашим предкам, подобных картин, которые создавали Эдвард Мэтью Вард (Edward Matthew Ward, 1816–1879) и Ричард Теттант Купер (Richard Tennant Cooper, 1885–1957) уже не создают. В картинах Варда можно увидеть людей, сталкивающихся с бубонной чумой, в герои холстов Купера атакованы и чумой, и дифтерией, и сифилисом. В те времена каждая из этих болезней неминуемо несла за собой смерть.
О медицине позапрошлого века мы знаем из многих источников, и ни один из них не заставляет нас завидовать людям, которым довелось столкнуться с ней тогда. Без анестезии, в нестерильных условиях, любые манипуляции того времени с человеческим телом были, собственно, не менее опасны для жизни, чем сами болезни. Так, на одной из картин можно увидеть процесс операции на глазу с помощью совершенно жутких инструментов, разложенных прямо на полу. А уж вырывание зуба клещами и вовсе мало напоминает медицину.
С другой стороны, до недавнего времени услуги доктора были отнюдь не правом каждого человека, а привилегией, доступной только единицам. Абсолютное большинство людей страдали и умирали дома, просто-напросто не имея возможности добраться до доктора или же заплатить ему. По этой же причине была высока детская смертность, из-за чего женщины были вынуждены рожать детей одного за другим, надеясь, что хоть у кого-нибудь из них все же получится благополучно пережить свое детство.
Впрочем, что касается родом, то стоит также упомянуть и здоровье и жизнь самих женщин. На одной из картин Карла Хагедорна (Karl Hagedorn, 1889-1969) можно увидеть сколько народа находится в окружении измученной и уставшей роженицы. На картине Йоханна Хассельхорста (Johann Heinrich Hasselhorst, 1825–1904) можно увидеть более приемлемое для медицинского вмешательства помещение — видимо, изображена больница. Однако девушке это вряд ли поможет — на картине изображена сцена перед вскрытием.
Вскрытие на то время было единственным способом выяснить строительство тела и его работу. Из-за религиозных причин это не всегда было доступно — некоторым врачам иногда приходилось красть трупы. С другой стороны, сцена на картине Хассельхорста также не предусматривает обучение врачей на натуре — эти врачи собрались, чтобы вскрыть тело молодой девушки, покончившей собой, «из-за привлекательных пропорций, чтобы изучить идеальные размеры женского тела».
Стоит также упомянуть, что помимо болезней, несчастные случаи и преступления также были нередкими причинами смерти — гораздо чаще (в процентном соотношении), чем это происходит сейчас. Феномен пыток и сейчас, увы, встречается, но он не идет ни в какое сравнение с его распространением пару тысячелетий назад, когда человеческая жизнь, и так хрупкая в условиях невзгод окружающей природы, совершенно не ценилась.
Несмотря на очевидную непривлекательность сюжетов этих картин, они все же представляют огромную ценность, являясь, по сути, визуальным доказательством прогресса человеческих достижений. Возможно, через пару тысячелетний, в музее Wellcome Collection будут также выставляться фотографии современных операций и зрители также будут ужасаться «варварством и невежеством» своих предков.