«Пандемия», «Лавина» и другие лучшие фантастические романы о вирусах и эпидемиях
448
просмотров
Вот уже несколько недель тема китайского кроновируса остается одной из самых обсуждаемых в мировой прессе. О том, какую угрозу человечеству могут нести новые вирусы и о возможных последствиях их внезапных вспышек нередко пишут в своих произведениях фантасты. И сегодня мы расскажем о нескольких ярких книгах, в которых раскрывается тематика фантастических вирусов и эпидемий.

Нил Стивенсон — «Лавина»

Нил Стивенсон — «Лавина»

Нил Стивенсон — один из самых оригинальных и изобретательных авторов современной научной фантастики. «Лавина» в свое время стала для него прорывом — именно эта книга сделал его по‑настоящему известным. Книга считается ярким представителем посткиберпанка, которому удалось предвидеть множество технологий, который сегодня уже воплотились в жизнь.

В опубликованном в 1992 году романе описывалось будущее с виртуальной реальностью под названием Метавселенная, которая во многом предвосхитила современные социальные сети. «Лавина» вдохновила целую плеяду будущих ученых, разработчиков и бизнесменов, но это отнюдь не единственное ее достоинство.

В центре сюжета романа — бывший доставщик пиццы Хиро, который некогда стоял у создания Метавселенной. Он возвращается в виртуальный мир, чтобы заработать деньги. Но, навещая старых знакомых, обнаруживает распространение сетевого вируса, который опасен не только внутри системы, но и в реальном мире, и из-за него уже гибнут люди по всему миру.

Пожалуй, из всех фантастов, касавшихся этой темы, Стивенсон придумал одну из самых оригинальных эпидемий. Его нейролингвистический вирус, оказывается связан с древней погибшей культурой и работой человеческого сознания — его природу и исследует в своем романе фантаст, попутно рассказывая увлекательную историю.

Вадим Панов — «Аркада. Эпизод первый. kamataYan»

Вадим Панов — «Аркада. Эпизод первый. kamataYan»

«Аркада» описывает будущее, которое одновременно очень похоже на сегодняшнюю реальность и вместе с тем кажется провокационно странным и пугающим. Генно-модифицированные продукты, дополненная реальность, тотальное одурманивание населения, повсеместное использование гаджетов — все эти тенденции хорошо заметны уже сегодня, но что будет с ними через десять лет? Об этом и задумался Вадим Панов.

Важную роль в сюжете играет ДНК-модифицированный супервирус, созданный в Грузии. Он шокирующе быстро распространяется по всему миру, не имеет аналогов и не поддается никаким вакцинам. Что интереснее, его появление — отнюдь не случайно, и Вадим Панов демонстрирует, что вирусы вполне могут служить опаснейшим оружием в руках злонамеренных людей.

Эмили Сент-Джон Мандел — «Станция Одиннадцать»

Эмили Сент-Джон Мандел — «Станция Одиннадцать»

Согласно сюжету «Станции Одиннадцать», в прошлом особый вирус гриппа привел к разрушению современной цивилизации и едва полностью не погубил человечество. Большая часть населения Земли вымерла, и на руинах старого мира пытаются освоиться уцелевшие.

Роман любопытно обыгрывает тему эпидемии, изображая события как до пандемии, так и после. Сюжет живописно рассказывает, как целые страны и континенты погружались во мрак эпидемии, как редкие счастливчики смогли спастись — например, отгородившись от всего остального мира.

После вымирания 99% человечества вирус сошел на нет, но и выжившим не позавидуешь. Нет электричества, лекарств или запасов хорошего продовольствия. Любая царапина может привести к смерти. Меж тем среди выживших зарождается новый религиозный культ. В центре сюжета оказалась театральная группа, которая спустя двадцать лет после катастрофы старается сохранить остатки прежней культуры. И автор стремится показать, что даже в постапокалиптическом будущем нельзя недооценивать силу искусства.

Джо Харт — «Последняя девушка»

Джо Харт — «Последняя девушка»

В романе Джо Харта вирус играет не такую большую роль, но только потому, что действие самого романа разворачивается спустя двадцать пять лет после эпидемии, когда мир уже думает не о том, как эпидемию пережить, а о том, как быть дальше.

Харт не особо распространяется о природе вируса или способах его распространения, уделяя предыстории происходящего ровно три страницы в самом начале повествования. За двадцать пять лет до событий книги случился так называемый «кризис женского рода» — по всему миру разом почти перестали рождаться девочки. Немногие родившиеся девочки сразу же становятся объектами исследований и экспериментов здравоохранительных организаций, пытающихся разобраться с происходящим. Но в итоге исследователи даже не смогли определить, был ли вообще вирус, или причины кроются в чем-то другом.

Собственно говоря, причины и не волнуют Харта. Куда больше его интересуют последствия, ведь без женщин человечество обречено на неминуемое вымирание, и Харт пытается найти ответы на вопросы, на что готовы пойти люди, на что готовы пойти власть предержащие, чтобы сохранить и продолжить человеческий род в сложившихся условиях.

А. Дж. Риддл — «Пандемия»

А. Дж. Риддл — «Пандемия»

События романа А. Дж. Риддла «Пандемия» охватывают весь мир, но начинаются в Африке — в Кении вспыхивает эпидемия смертельной болезни, не похожей ни на что, с чем эпидемиологи сталкивались ранее. Антибиотики не берут, смертность почти 100 процентов, шансов на излечение практически нет. Распространяется инфекция воздушно-капельным путем, протекает в крайне тяжелой форме, пациента ждут высокая температура, сильные мигрени и боли в желудке, рвота, понос, делирий, сыпь.

После того как эпидемиологи начинают предпринимать попытки остановить распространение эпидемии, они начинают приходить к выводу, что кто-то вывел вирус в лабораторных условиях и намеренно выпустил на свободу. Автор очень подробно описывает распространение вируса и фокусирует сюжет на борьбе ученых против него.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится