Фламандский художник Квентин Массейс известен жанровыми сценами с морализирующим содержанием, с сатирическим и религиозным акцентом. Он считается основателем антверпенской школы живописи, которая стала ведущей школой живописи во Фландрии в XVI веке. Массейс ввел новые художественные приемы и мотивы, а также нравоучительные предметы. Как и большинство фламандских художников того времени, он уделял большое внимание ювелирным украшениям, окантовке одежды и украшениям в целом. Вызывает особое восхищение мастерское воплощение художником различных текстур, в том числе и на картин «Меняла с женой»: стеклянные сосуды, металлический поднос, блестящие монеты, выраженное зеркало, узорчатые страницы молитвенника, складки на тканях — живописать все это явно доставляет Массейсу истинное удовольствие. Работы Массейса, испытавшего огромное влияние нидерландских мастеров XV века, наполнены покоем и любованием предметным миром.
Кто такой меняла?
«Меняла с женой» (1514) - одна из ранних работ мастера и первая его жанровая картина. На оригинальной раме картины надпись: «Пусть весы будут верными, а вес точным».
Из названия картины становится ясной профессия мужчины и его род деятельности на картине. Меняла периода Средневековья — это человек, который занимается обменом монет одного государства на монеты другой страны. Профессия довольно популярная в то время, учитывая, что Антверпен становился богатым зажиточным городом с развивающейся международной торговлей. Португальские и испанские купцы и влиятельные итальянские банкиры развивали свои торговые отношения с Антверпеном, превращая оживленный город в экономическую столицу Европы. Одним из следствий присутствия торговцев со всей Европы, использующих различные валюты, был рост обменных пунктов. Поэтому спрос на обменников также активно увеличивался.
Муж и жена
На картине изображены муж и жена, взвешивающие весы с монетами. Статус героев подтверждают кольца на пальцах. Одеяние довольно простое: муж и жена не бедны, но и не слишком зажиточны. Вполне возможно, это бюргеры Антверпена среднего достатка.
На зеленой скатерти лежит куча монет. Мужчина всецело занят своим делом, в то время как его супруга занята духовным времяпровождением.
Жена менялы сидит по левую руку от мужа и читает молитвенник (часослов) в изящном кожаном переплете. Образ Богоматери с Младенцем Христом на всю страницу доказывает религиозную тематику книги. Женщина полностью погружена в свое чтение и даже при быстром взгляде на весы, ее тонкие пальцы продолжают держать страницу в воздухе, а корпус всецело предан книге (даже при взгляде на весы, ее корпус сохранил свое положение — это свидетельствует о том, что она полностью занята своим чтением).
Материальное и духовное
На картине прослеживается контраст: мужчина занят материальными денежными делами, а женщина — духовностью. Забота об увеличении дохода менялы противопоставлена стремлению к религиозной созерцательности его жены. Картина отчасти напоминает «Женщину, держащую весы», которую Ян Вермеер написал почти через 150 лет после коллеги Массейса. Главная заложенная мысль художника Вермеера кроется в том, что весы, как и Страшный суд, ожидающий в конечном итоге каждого, взвешивают благие и грешные поступки человека. Мысль Квентина Массейса в его картине с менялой идентична: мужчина взвешивает (оценивает) свою жизнь и поступки, а его жена напоминает ему о духовном мире.
Символика картины
Весы на обеих картинах являются аллегорией взвешивания своих действий, метафорой выбора между добром и злом. Стеклянная утварь в интерьере (кувшин за спинами героев и сосуд на столе) напоминает о бренности жизни и ее скоротечности. Стекло такое же хрупкое, как и человеческая жизнь. Погасшая свеча и фрукты на полке — символы неизбежной смерти и тщетности бытия. Графин с водой и четки, свисающие с полки, символизируют чистоту веры.
Зеркало — важный атрибут
Если взгляд менялы устремлен на весы, то взгляд его супруги говорит о большем: это потухший взгляд человека, который устал от хлопот и трудностей и ищущий радость и надежду в религии (то, что в зеркало и отражено). Зеркало имеет два значения: с одной стороны это символ суетности занятия мужчины, а с другой — в зеркале отражено то идеальное, к чему стремятся герои, и, особенно женщина. Церковный шпиль, спокойное и умиротворенное времяпровождение, чтение молитвенника и никаких насущных жизненных трудностей. Традиционная черта общества Средневековья: надеяться и уповать на жизнь после смерти, на религиозное умиротворение. И только последующая эпоха Возрождения сыграла роль спускового крючка, после которого люди освободились от ортодоксальных оков и начали проживать свою реальную жизнь.