Девушка и старики
Желающие написать обнажённую натуру художники часто прибегали к теме двух библейских женщин. Они рисовали или Еву в райском саду, до того момента, как она съела плод с древа познания и устыдилась своей наготы, или Сусанну – девушку, которую шантажировали двое похотливых пожилых мужчин. Последний сюжет традиционно называется «Сусанна и старцы».
Сусанна предположительно была невесткой царя Иоакима – впрочем, это предположение основано только на имени её мужа, также Иоакима. Когда она купалась в своём закрытом саду, за ней тайком ото всех и друг от друга подсматривали двое старцев. Это длилось довольно долго, пока однажды, когда Сусанна стала собираться домой (или, скорее, уже пошла, но художники предпочитали первую версию), старцы не подошли к ней с требованием: или она переспит с ними, или они объявят, что видели, как к ней приходил на свидание молодой мужчина. Во втором случае Сусанне грозило побитие камнями.
Сусанна решается отказать им, и они исполняют угрозу. Женщину начинают судить, но в дело вмешивается молодой пророк Даниил. Он удивляет всех, разделив старцев и допросив каждого отдельно, так что один не мог слышать, что рассказал другой. Показания старцев расходятся, их признают лжецами, желавшими пролить невинную кровь, и казнят. Эта история – первое появление пророка Даниила в Ветхом завете. Именно после неё Даниил становится знаменитым и уважаемым человеком среди евреев.
Сусанна стала символом того, что лучше выбрать в пользу истинного благочестия, чем благочестивой, но ложной, репутации.
Самый большой грех святого царя
Есть и ещё одна женщина из Ветхого Завета, которую изображали купающейся и обнажённой. Это Вирсавия, и от Сусанны её можно отличить по тому, что за ней или не подсматривают вовсе, или это делает один мужчина, а не двое. Вирсавия была женой мужчины по имени Урия, служившего в войске царя Давида. Однажды, гуляя по крыше дворца, Давид увидел, как Вирсавия моется в саду, и завожделел её.
Давид сначала вступил с Вирсавией в интимную связь, а потом приказал кинуть Урию в самую гущу сражения и после этого оставить его там одного, чтобы Вирсавия овдовела, а потом женился на пережившей потерю женщине. Их сыном стал легендарный царь Соломон. В наше время многие склонны видеть в истории Вирсавии отзвуки мифов о Шавушке, хетской богине любви.
Чтобы как-то сгладить впечатление от неприглядного поступка святого царя, интерпретаторы или обращают внимание на его искреннее раскаяние, в котором верующие должны уподобиться Давиду, или считают историю рассказом о взаимоотношениях Христа и церкви (вот тут объяснять сложно и долго).
За историю живописи появилось немало картин, на которых молодая женщина или отрезает голову мужчине, или торжественно её несёт. Часто при ней находится также служанка, а в руке можно увидеть меч. Это Юдифь, героиня Ветхого Завета, ставшая символом патриотизма.
Согласно Ветхому Завету, ассирийский военачальник Олоферн осадил город Ветилую, перекрыв доступ к единственному источнику воды. Одна из жительниц города, надев лучшие одежды и взяв с собой служанку, пошла сквозь войско ассирийцев к шатру Олоферна якобы для того, чтобы сообщить, как быстрее взять город. Олоферн обещает Юдифи неприкосновенность, но пытается подпоить её с целью овладеть ею. В итоге это Юдифь спаивает Олоферна, а потом отрезает ему голову. Они вместе со служанкой прячут голову полководца в мешок с едой и триумфально возвращаются в родной город.
Увидев голову Олоферна на городской стене, ассирийцы пришли в смятение. Тут-то на них и напали иудеи – и одержали сокрушительную победу.
«Двойники» Юдифи
Есть и ещё один сюжет с мужской головой в руках женщины – речь идёт о Саломее и голове Иоанна Крестителя, но это уже новозаветный сюжет. Согласно ему, Иоанн Креститель обличил распутство матери Саломеи, Иродиады, и та подговорила дочь станцевать перед её отчимом, царём Иродом Антипой, на день рождения. По обычаю царь, показывая, что доволен танцем падчерицы, предложил ей просить в награду что угодно, и Саломея, как подучила её мать, потребовала казни Иоанна.
Традиционно также считается, хотя не все интерпретаторы с этим согласны, что Ирод Антипа пообещал награду Саломее потому, что потерял голову от какого-то особенно непристойного танца. Из-за этого саму Саломею нередко изображают танцующей обнажённой. На деле в странах Ближнего Востока был в ходу обычай, когда в ответ на подарки от родственников в день своего рождения царь отдаривался, и часто предлагал именно исполнение желания.
Саломея, в зависимости от эпохи, воспринималась то как пример того, как невинность может способствовать пороку, то как юная коварная соблазнительница.
Иногда неискушённый зритель путает с Юдифью также Иаиль – женщину, которая на картинах также умерщвляет мужчину. Её жертва – ханаанский полководец Сисара, но Иаиль, в отличие от Юдифи, пользуется не мечом, а молотком, забивая Сисаре в голову кол от шатра. Несмотря на патриотизм, поступок Иаили кажется не самым высокоморальным, ведь сначала она укрыла Сисару в своём шатре – то есть на него должны были распространяться обычаи гостеприимства.
Как рассказывали библейские истории на своих картинах известные художники, вообще большая и очень интересная тема.