Сложная юность
Когда в дружной семье Лохвицких в 1872 г. появилась на свет девочка, названная Надеждой, можно было предполагать, что ее ждет беззаботное детство в холе и роскоши. Но едва девочке исполнилось 12 лет, как ее отец, успешный адвокат Александр Лохвицкий, скоропостижно скончался. Материальное положение семьи ухудшилось, тем не менее Надя продолжила обучение в гимназии.
В гимназии Надя увлеклась поэзией, но в семье уже имелась одна поэтесса. Старшая сестра Мария, дебютировавшая в 15 лет под псевдонимом "Мирра Лохвицкая", очень хотела стать популярной, и Надежда согласилась повременить со своими публикациями, чтобы не мешать ее литературной карьере. Несколько лет Надя писала "в стол", не рассчитывая на признание. Вскоре после окончания гимназии девушка вышла замуж за некоего Владислава Бучинского и уехала с ним в его могилевское имение.
За несколько лет у Бучинских родилось трое детей, но гармонии в семье не было. После длительных колебаний 28-летняя Надежда решила уйти от мужа. Детей Бучинский отдавать бывшей жене категорически отказался, и законы Российской империи оказались на его стороне.
Знаменитая юмористка
Рубеж двух столетий - 19 и 20 - стал переломным моментом в жизни Надежды. В 1901 г. она наконец-то входит в мир литературы, опубликовав в журнале "Север" лирическое стихотворение. Любопытно, что стихи Надежда, выбравшая псевдоним Тэффи, продолжала писать и в дальнейшем, но не они принесли ей популярность. Поэзия Тэффи, хотя и не лишенная достоинств, не отличалась особой оригинальностью. А вот небольшие юмористические рассказы, печатавшиеся в популярнейших журналах "Сатирикон" и "Новый Сатирикон", резко отличались от творчества коллег.
Писательница редко обращалась к политической тематике, предпочитая брать сюжеты из обыденной жизни. Под ее пером мелочи городского быта и банальные ситуации преображались, раскрывая свою юмористическую сторону. Тэффи очень хорошо удавались характерные типажи, причем некоторые из них, например, "демоническая женщина", встречаются и сегодня. В то же время ряд рассказов писательницы трудно отнести к сатирической прозе: слишком они близки к традициям русской классики с ее состраданием к "маленькому человеку". Особенно трогательными - но не слащавыми - были многие рассказы о детях ("Подземные корни", "Неживой зверь" и др.).
Перед Первой мировой войной Тэффи была на пике славы: один за другим выходили сборники рассказов, которые мгновенно раскупались, а журналы и газеты почитали за честь напечать ее свежий фельетон. Писательница пробовала себя в новых жанрах, и не без успеха: ее первую пьесу "Женский вопрос", посвященную модной тогда проблеме женской эмансипации, поставили на сцене Малого театра. Окруженная почитателями таланта и поклонниками, Тэффи пользовалась и огромным уважением своих коллег по литературному цеху от А.Аверченко до И.Бунина.
В эмиграции
Новым переломным моментом в жизни Тэффи стал ноябрь 1917 г. Писательница, отличавшаяся умеренной оппозиционностью по отношению к царскому режиму, власть большевиков не приняла, хотя поначалу и не помышляла об эмиграции. Но в конце 1918 г. голод и тяжелые бытовые условия заставили Тэффи поехать на гастроли в Киев. Оттуда писательница отправилась в Одессу, затем в Новороссийск, где, по совету друзей, приняла решение временно покинуть Россию. Как писала позднее Тэффи в своих "Воспоминаниях", "к весне" она планировала вернуться на родину. Но вернуться ей не судилось.
После недолгих странствий Тэффи обосновалась в Париже. В отличие от других литераторов, она не знала серьезных материальных проблем: по-прежнему регулярно издавались книги, в ее доме устраивались литературные вечера. Но грустные ноты, едва уловимые в ее прежнем творчестве, стали звучать все сильнее. Причины тому были как социальные, общие для всех эмигрантов, так и личные. Дети писательницы, став взрослыми, не захотели с ней общаться. После длительной болезни умер второй муж - П.Тикстон. А в преклонном возрасте Тэффи пришлось пережить невзгоды немецкой оккупации 1940-44 гг.
В последние годы жизни писательница все чаще обращалась к мемуарному жанру. Скончалась она 6 октября 1952 г. там же, где жила - в Париже.
В России с творчеством Тэффи новые поколения читателей смогли познакомиться лишь в конце 1980-х гг., когда после долгого забвения были переизданы некоторые сборники ее рассказов. Чуть позднее пришло переосмысление ее творчества, и сегодня проза Тэффи занимает свое, особое место среди шедевров Серебряного века - как образец утонченного интеллектуального юмора, сохранившего свою художественную ценность.