Весна, пробуждение природы – одно из прекраснейших и романтичных времен года. В эту пору природа как бы скидывает с себя дремоту, в которой пребывала во время долгой и холодной зимы. Пробуждаясь, она заставляет мир играть чистыми красками, звенеть капелью, пением птиц. Именно эта красота и романтичность окружающего мира, сбросившего с себя тягости зимы – все это нашло красноречивое отражение во многих произведениях русских художников-пейзажистов. Каждый из них писал весну такой, какой видел. У одних - она была связана с цветением распустившихся садов, журчанием рек, пением прилетевших птиц. В творчестве других мастеров весна ассоциировалась как время любви и нежности, а у третьих – это время сырости и грязи.
Вот и в левитановских весенних пейзажах, зачастую можно увидеть вместо весеннего настроения, настроение осеннего сырого дня, где преобладает серо-бурый колорит и общая подавленность. Однако есть множество и таких работ, которые реально дышат весной: тающий мартовский снег, едва тронутый первым дыханием тепла в преддверии весны, яркая зелень, разливы широких рек и мелких речушек, цветение яблоневых садов. Времена года Исаак Ильич считал как бы сменной одеждой природы, не меняющей, по сути, ее истинного обличья.
И что бы художник не писал, он каждым своим полотном, каждым крошечным этюдом красноречиво говорил: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!..» К тому же виртуозное владение колоритом позволяло автору с легкостью воспроизводить световые эффекты, создавать иллюзию пространства, а также придавать соответствующее настроение.
«Картина — это что такое? — говорил Левитан. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника». Сам-то он был меланхоликом. И это чувствуется во многих его произведениях, особенно позднего периода.
Весна в раннем творчестве художника
В небольшом этюде «Солнечный день. Весна», который молодой Левитан написал на первом году учебы в пейзажной мастерской Алексея Саврасова, явно чувствуется влияние учителя. Здесь видно особенное внимание автора к мелким подробностям в композиции, и почти фотографическая достоверность их изображения, что было свойственно многим пейзажистам середины XIX века.
Еще в те годы профессора отмечали в работах художника эмоциональную составляющую, а потом уж техническую. Левитана нисколько не привлекали надуманные эффектные романтические или героические пейзажи. Да и работая на натуре, Левитану было недостаточно передать внешнюю красоту ландшафта, он хотел уловить и передать прелесть или грусть каждой мелкой детали, каждой веточки. И это у него действительно получалось.
Последний снег. Саввинская слобода
А вот в этом этюде уже видно, как меняется манера художника. Он стал лучше создавать пространственные планы, избегая геометрии в композиции, проработки деталей. Его манера написания стала свободной и обобщенной, а колорит стал строиться на соотношении тонких оттенков земляных тонов. Художник несколько лет работал такой скупой палитрой, которая, по его мнению, как нельзя лучше могла отразить природу средней полосы России.
Картина «Весна в Италии» и этюд к ней
Особое место в ряду произведений художника занимают очень разные по колориту этюд и картина «Весна в Италии», написанные во время первой зарубежной поездки в 1890 году. Этюд, разумеется, Левитан сделал с натуры в Италии, а картину заканчивал уже по возвращении на родину, в Плёсе. Любопытно, что этюд значительно отличается от основного произведения с одноименным названием.
Покоренный колоритной итальянской природой художник смог перенести ее настроение на свой этюдный набросок, а вот более поздняя переработка качественно утратила свою красочную эмоциональность, интенсивность цвета, тонкость цветовых соотношений. В картине все выразительные приемы стали более сдержанными, а колорит гораздо приглушенным. Видимо, лишенный яркой южной натуры, в окружении сдержанной русской природы Левитан терял ощущение многоцветности природной среды. Но, невзирая ни на что, в сравнении со многими другими пейзажами того периода картина «Весна в Италии» выглядит чрезвычайно воздушной и в то же время наполненной цветом.
«Март»
В 1895 году в творчестве Левитана появились радостные, мажорные мотивы. Его живопись становится более звучной, выразительной, словно очнувшейся от долгого сна. Чувство восторженного и светлого переживания природы наполняет целую серию произведений мастера, среди которых самое известное - «Март». Именно это произведение Левитана своим торжествующе-радостным настроением снискало себе широкую известность. «Март» назван одним из самых поэтичных русских пейзажей XIX века. Он настолько музыкален, что зритель, стоящий перед полотном, будто реально начинает слышать звон капели, крики птиц, храп лошади, ждущей своего хозяина у дома. Причем не только слышать, а и ощущать запахи от избавляющейся от ледяного плена земли.
«Весна. Большая вода»
«Весна перед вами, и душа ее, ее сокровеннейшее настроение охватывает вас с непривычной силой», — так высказался об этой картине А. В. Луначарский. Студеная весенняя вода вышла из берегов, затопив рощу и прибрежные деревушки. Эта левитановская весна еще не зеленая — она голубая. В нежнейшей лазури прозрачной воды отражаются тонкие белые стволы березок. Тени голых деревьев падают на подсушенную солнцем рыжую землю. Невероятное умиротворение и радость преображения - вот чем пронизан пейзаж художника. Земля пробуждается! В воздухе пахнет весной, ведь в ней всегда таится надежда — на хорошее лето, на урожай, на счастье. К сожалению этим полотном и завершилась серия ярких, поэтических пейзажей Левитана. Он закончил его к 1897 году, когда уже упорно начал новые методы в работе, которые и отразились в следующем цикле его произведений.
Весна в позднем творчестве И.И. Левитана
Картина «Ранняя весна» на ряду с несколькими другими полотнами, показанная в Парижском Салоне в 1900 году, вызвала одобрение европейской публики — в ней чувствовался особенный эмоциональный настрой, свойственный русскому мировосприятию, и тонкое понимание природной среды. Кроме того, отмечалось, что и другим произведениям Левитана того периода присуще высочайшее художественное качество. Все утверждали, что это живопись мирового уровня.
Этюды, написанные за пару лет до смерти художника в Крыму, в основном экспрессивны и темпераментны. Художника страшит и угнетает неотвратимо приближающаяся вечность небытия, и он старается поймать каждый новый образ изменчивой природы, запечатлеть мгновенное переживание. И даже в таком светлом этюде как "Весна в Крыму" чувствуется внутренний диссонанс: восхищаясь природой, он не может отвлечься от мрачных мыслей о своей близящейся кончины.
В тот период Левитан уже совсем не заботился о деталях, а схватывал лишь основные наиболее выразительные черты. Он стал писать в импрессионистской манере, практически по всем ее законам. Виртуозное владение колоритом позволяло художнику с легкостью воспроизводить световые эффекты, создавать иллюзию пространства и воздуха.
Подытоживая вышесказанное о пейзажной лирике живописца, хотелось бы закончить словами Климента Тимирязева: «Левитан - это Пушкин русского пейзажа». И действительно, каждый взмах кисти художника - это виртуозное мастерство, доведенное до совершенства.
Художник о художнике
Стоит отметить, что личность самого Исаака Левитана не менее интересна, нежели его творчество. Поэтому хотелось бы привести цитату из воспоминаний об Исааке Левитане не менее известного художника Константина Коровина: «Левитан мало говорил о живописи, в противоположность всем другим. Он скучал, когда о ней говорили другие. Всякая живопись, которая делалась от себя, не с натуры, его не интересовала. Увидев что-либо похожее на природу, он говорил: «Есть правда»...
Левитан всегда искал «мотива и настроения», у него что-то было от литературы — брошенная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, потухающая грусть заката, одинокая изба у дороги, но он не подчеркивал в своей прекрасной живописи этой литературщины. Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала всю его чуткую душу, и этюды его были восхитительны и тонки. Странно то, что он избегал в пейзаже человека. Прекрасный рисовальщик и живописец, он просил моего брата Сергея написать в его картине «Аллея осенью» фигуру сидящего на скамейке.
Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы. Говорил мне с печалью: «Художника не любят — он не нужен. Вот Саврасов, это великий художник — и что же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим. Писателя легче понять, чем художника. Мне говорят близкие — напиши дачи, платформу, едет поезд или цветы, Москву, а ты все пишешь серый день, осень, мелколесье, кому это надо? Это скучно, это — Россия, не Швейцария, какие тут пейзажи? Ой, я не могу говорить с ними. Я умру — ненавижу…»
Да, уж непросто постичь тонкую душевную организацию гениального мастера только соприкоснувшись с его творчеством. Гораздо больше вы сможете узнать о нем из нашей публикации: Исаак Левитан: друзья и биографы художника о его необыкновенной влюбчивости, восточной важности и веласкесовской внешности
P.S.
И в заключение хотелось бы немного вас удивить. Оказывается, Исаак Ильич в своем творческом наследии оставил не только великолепные пейзажи, но и удивительные цветочные натюрморты, поражающие изысканностью, простотой и реализмом. Натюрморты немногочисленны, их около трех десятков, но они невероятно ценны - как произведения живописного искусства.
А о некоторых фактах из личной жизни пейзажиста вы можете узнать из публикации: Исаак Левитан: любовные неудачи художника