О художнике
Русский художник Михаил Нестеров родился в Москве. В период с 1877 по 1881 год и снова с 1884 по 1886 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у художников-реалистов Василия Перова и Иллариона Прянишникова. Далее практиковался под руководством Павла Чистякова в Академии художеств в Санкт-Петербурге. В знаменитом имении Саввы Мамонтова в Абрамцево Нестеров познакомился с самыми влиятельными художниками того времени, среди которых было много модернистов.
В своем творчестве Нестеров стремился соединить русский модерн со своей православной верой и любовью к «русскости». Интересно, что в этом ключе на него более значимое влияние оказал французский символизм, особенно творчество Бастьена-Лепажа, нежели древнерусская иконопись. Все полотна Нестерова отмечены лирическим синтезом фигур и пейзажного окружения. Творчество русского мастера буквально наполнено русскими атрибутами: избушки, русская природа, традиционная одежда, православие и прочее. Сначала он пробовал себя в жанрах исторических и бытовых сцен, а в 1890-х годах заинтересовался религиозной тематикой. Среди многих известных работ хотелось бы обратить внимание на малоизвестную работу Нестерова «За приворотным зельем».
Сюжет
На представленной картине изображена любопытная сцена. Молодая девушка пришла к старику за приворотным зельем (судя по названию полотна). По всей видимости, она страдает от неразделенной любви. Поэтому героиня решила прийти к колдуну, чтобы обратиться к нему за помощью. Старик открыл дверь и, видимо, ожидает ее. Однако, девушка смутилась, замешкалась (оно и понятно, ведь это коварство, обман, хитрость!). Значит, она все еще не уверенна в том, что готова прибегнуть к помощи колдуна.
Герои
Фигура девушки написана довольно крупно, зритель имеет возможность рассмотреть всю гамму эмоций на ее лице – разочарование, неуверенность, смущение. В руках у нее зеркало, расписанное древнерусским орнаментом. Но страдалица не смотрит на него (возможно, ей не нравится свое отражение в нем или ей стыдно смотреть в свои глаза). Она одета в синий сарафан и желтый в мелкий цветочек пиджачок. Голову украшает белый платок, тоже расписанный цветами. Зритель, конечно, обратил внимание на то, что платок не завязан. И в этом есть определенный символизм. Девушка на переднем плане такая нежная и чистая, что ее можно сравнить разве что с легким ветерком, свечой в руках или ручьем в лесу, бегущим среди деревьев. А белый платок традиционно считается признаком невинности, но если он не завязан на ее голове… Возможно, она вот-вот согрешит?
Глаза героини – оплот грусти и страданий. К слову, это частый мотив в творчестве Нестерова, который любил изображать своих героев задумчивыми или опечаленными. Сама по себе печальная красота может быть отражением мук автора из-за безвременно ушедшей первой жены. В данном случае у героини полотна, конечно, есть повод для грусти. Это невыносимая душевная боль из-за отсутствия взаимности.
Вторая фигура на картине – старик-колдун. У него густая седая борода, загорелая кожа, шапка-ермолка и его непременный атрибут – оберег, свисающий с пояса. Его дом находится далеко от остальной части деревни. Какой у него взгляд? Сочувственный, любопытный, вопрошающий.
Пейзаж
Драматизм сюжета несколько смягчает пейзаж. Нестеров – мастер изображения русской природы. И, конечно, здесь заметны все его любимые атрибуты: зеленая растительность, проторенная тропа (это значит, что к колдуну часто заходят гости), очаровательные желтые цветы, солома, выглядывающая из-под крыши, тщательно расписанный брус в избушке. Дом находится посреди густого леса, на заднем плане заметны зеленые деревья.
Чем закончится эта история? Рискнет ли войти героиня в дом колдуна и совершить грешный поступок? Или она смирится с неразделенной любовью и продолжит жить дальше? Автор построил сюжет таким образом, чтобы каждый зритель мог создать свою собственную историю продолжения. Ясно одно, зритель сопереживает героине, понимает ее чувства и желает ей личного счастья.