«Натюрморт с сиренью» (1928) — яркий пример «фирменного стиля» Кузьмы Петрова-Водкина, характеризующегося дерзкой палитрой основных цветов, нетрадиционными точками обзора и виртуозными оптическими иллюзиями. Кроме того, недавно эксперты пришли к весьма интересному открытию. Просветив инфракрасными лучами картину, написанную на пике карьеры художника, они увидели, как он адаптировал своё творчество к советским реалиям после революции.
В композиции доминирует свежесрезанная ветка сирени в стакане воды, окружённая хрустальной чернильницей, экземпляром январского выпуска L’Art Vivant от 1925 года — парижского художественного журнала, которому Петров-Водкин давал интервью — опавшими листьями, спичечным коробком и письмом. Всё это расположено на тёмно-синей скатерти.
Эта картина поразительно напоминает более позднее — и более известное — полотно «Черёмуха в стакане» (1932) из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. На нём также присутствует синяя скатерть, журнал, спичечный коробок, чернильница и письма. До недавнего времени «питерская» работа считалась единственной версией этой композиции.
Однако произведение, проданное на торгах, примечательно не только тем, что оно старше и появилось на рынке столько лет спустя. Любопытная перевёрнутая надпись на полотне породила предположения, что Петров-Водкин написал натюрморт поверх другой картины. И эта версия подтвердилась. Инфракрасное исследование выявило, что под верхним слоем краски находится другое изображение — «Мадонна с младенцем». По словам специалистов, оригинальная композиция, вероятнее всего, соотносится с аналогичным рисунком 1925 года, который сегодня находится в частной коллекции.
Тема Богородицы с младенцем играла значительную роль в раннем творчестве Петрова-Водкина. Однако после революции 1917 года, которую он приветствовал, художник перешёл к светской тематике. Это может быть одним из объяснений его решения переделать первоначальную картину в натюрморт.
Аукционисты отдельно подчёркивают абсолютно прозрачный провенанс «Натюрморта с сиренью». Примерно в 1932 году советский искусствовед Борисом Терновец подарил картину своему влиятельному миланскому коллеге Джованни Шейвиллеру. Таким образом он поблагодарил иностранца за помощь в формировании коллекции современного итальянского искусства в Музее имени Пушкина, чьим директором Терновец тогда был.
Перед этим «Натюрморт с сиренью» экспонировался на 27-й передвижной международной выставке картин, организованной Институтом Карнеги в США, а также на XVIII Венецианской биеннале в 1932 году. После этого он не выставлялся почти девять десятилетий, оставаясь в частной коллекции Шейвиллера.
После смерти Кузьмы Петрова-Водкина в 1939 году его жена позаботилась о том, чтобы как можно больше картин художника оказалось в государственных музеях, а потому они так редки на рынке.
Предыдущий рекорд для работ мастера был достигнут в 2012 году и составлял 2,3 миллиона фунтов стерлингов. За такую сумму аукционный дом MacDougall’s продал натюрморт «Яблоки и яйца». Теперь же художник занимает первое место среди самых дорогих живописцев, чьи произведения когда-либо выставлялись на торги русского искусства.