Ниже мы поговорим о четырех живописцах, считающихся «отцами-основателями» традиционной китайской живописи — Гу Кайчжи, Чжан Сэнъяо, Лу Таньвэе и У Даоцзы. Увы, до нас не дошли подлинники их картин, но основы живописи, которые они заложили, как мы увидим дальше, используются и современными художниками.
Гу Кайчжи 顧愷之 (ок. 345-406 гг.)
Принадлежал к влиятельному чиновничьему клану, был типичным «чиновником-интеллектуалом», а служебную деятельность чередовал с периодами отшельнического уединения. В китайской истории искусств Гу Кайчжи считается одним из основоположников станковой живописи.
До нас дошли только копии произведений Гу Кайчжи, наиболее известные из них — «Фея реки Ло» и «Наставления придворным женщинам».
«Фея реки Ло» известна в трёх копиях: две из них находятся в Китае, ещё одна — в США. Картина выполнена на мотив стихов поэта Цао Чжи и распадается на несколько фрагментов, каждый из которых иллюстрирует отдельный эпизод. В реалистическую, казалось бы, композицию художник вводит изображение дракона, тем самым подчёркивая принадлежность речной феи к божественному миру. К тому же, картина в Китае никогда не была простой копией увиденного: художники искали в ней духовный опыт, способ слияния с природой.
Картина «Наставления придворным дамам» дошла до наших дней в копии VI в., хранящейся в Британском музее (Лондон). Картина состоит из 9 (или, по другой версии, 12) фрагментов, на каждом из них рассказывается поучительная история. Например, первый фрагмент напоминает о самоотверженности наложницы императора Юань-ди: по легенде, она спасла его от медведя. Второй фрагмент повествует об отказе наложницы императора Чэн-ди сесть к нему в паланкин, чтобы не отвлекать его от государственных дел даже в дороге. Завершается свиток сценой, в которой старшая придворная дама читает наставления другим дамам, тем самым подводя итог всему произведению.
В творчестве Гу Кайчжи ещё прослеживается влияние погребальных стенописей на станковую живопись: об этом нам говорит принцип горизонтального расположения сцен, иллюстративно-повествовательный характер работ, графичная манера письма. Однако его произведения воспринимаются как авторские работы с единым художественным замыслом и настроением.
Чжан Сэнъяо 张僧繇 (ок. 500-550 гг.)
О жизни художника мы узнаём из трактата «Записки о прославленных мастерах разных эпох» Чжан Яньюаня (IX в.). Он был хранителем картин императорской коллекции, писал портреты придворных и успевал расписывать буддийские храмы. Как подобает буддисту, в своих работах он часто изображал божественных существ и драконов. О них даже сложилась легенда, согласно которой Чжан не рисовал драконам глаза: боялся, что они улетят — так достоверно он их изображал.
Манеру, в которой писал Чжан Сэнъяо, часто называют «индийской» (считалось, что техника пришла в Китай именно оттуда), или «вогнуто-выпуклой»: он добивался иллюзии объема с помощью приемов полихромной живописи. Объекты в пейзажах он не обрисовывал черной тушью, «лепя» элементы друг к другу размывами красок.
Лу Таньвэй 陆探微 (? - ок. 485 г.)
О жизни художника мы знаем из трудов теоретиков живописи более поздних эпох. Лу Таньвэй творил при дворе сунского императора Мин-ди, правившего в период Южных и Северных династий. Он занимал невысокое положение в обществе, не принадлежал к учёным кругам, но его живописная манера оказала большое влияние на его последователей.
В сочинении «О живописи и знаменитых художниках прошлых эпох» Чжан Яньюань называет Лу Таньвэя одним из первых выдающихся живописцев в уезде Усянь (сейчас – Сучжоу, провинция Цзянсу). Чжан упоминает о том, что художник написал более 70 работ – от рисунков зверей и птиц до портретов совершенномудрых и изображений будды – но они, увы, не дошли до наших дней. Исследователи часто приписывают ему работу «Семь мудрецов бамбуковой рощи и Жун Цици», - рельеф из гробницы, найденный в провинции Цзянсу. По их мнению, рельефы выполнены в стиле Лу Таньвэя.
Средневековый каллиграф Чжан Хуайгуань отмечал, что движения кисти Лу Таньвэя острые, словно взмахи ножа, персонажи худощавые, а картины вызывают чувство трепета перед божественным. Кроме того, Лу Таньвэй был одним из первых, кто привнес в живопись элементы каллиграфии: часто его работы были сделаны одним росчерком, как в скорописи цаошу.
У Даоцзы 吴道子 (ок. 680-740 гг.)
У Даоцзы рос в бедности и рано осиротел. Он сам выучился живописи, следуя, прежде всего, опыту уже известного нам Гу Кайчжи. Уже с 15 лет он зарабатывал на жизнь писанием картин. Известия о его таланте дошли до самого императора, и по его личному распоряжению художник был принят на службу в Академию Ханьлинь — важный центр культуры того времени.
За свою жизнь У Даоцзы успел создать более трёхсот картин, стал одним из основоположников жанра «люди и предметы» (жэньу), а также пейзажной живописи (жанр «горы и воды»).
Самая известная картина, приписываемая У Даоцзы, — «Даосский триптих» с изображением даосских божеств. Картина написана тушью, водяными красками и золотом на шёлке. На «Триптихе» изображены три чиновника, которые, согласно даосской мифологии, управляют силами Неба, Земли и Воды и исполняют указы Нефритового императора, верховного божества даосского пантеона.
Самая известная картина, приписываемая У Даоцзы, — «Даосский триптих» с изображением даосских божеств. Картина написана тушью, водяными красками и золотом на шёлке. На «Триптихе» изображены три чиновника, которые, согласно даосской мифологии, управляют силами Неба, Земли и Воды и исполняют указы Нефритового императора, верховного божества даосского пантеона.