«Богатыри», В. М. Васнецов
Эту картину Третьяков приобрел в 1898 году, он выкупил ее у знаменитого художника Васнецова. Тот работал на ней почти 20 лет. Сам Васнецов признавался, что богатыри на его картине символизируют русский дух. Герои на полотне наделены теми качествами, что характерны и для русского человека. Так, Илья Муромец отличается спокойствием и уверенностью в себе. Он олицетворяет силу и выносливость. Добрыня Никитич - это ум и выдержка, а Алеша Попович - смелость и молодой задор.
«Неизвестная», И. Н. Крамской
Эта картина стала частью золотой коллекции Третьяковской галереи. Она была написана еще в 1883 году. Крамской изобразил на ней молодую привлекательную девушку, которая едет по Невскому проспекту в своем экипаже. Критики сразу оценили ее чарующий взгляд, одновременно таинственный и грустный.
Примечательно, что Крамской так и не рассказал, что за девушка стала прототипом его картины. Искусствоведы до сих пор выдвигают различные версии, но ни у одной нет точных доказательств. Из-за этого "Неизвестную" иногда называют "русской Моной Лизой".
«Завтрак аристократа», П. А. Федотов
Эта картина совсем небольшая, ее размеры - всего 51 на 42 см. Федотов изобразил на ней маленькую комнату, заставленную дорогой мебелью и увешанную картинами. Картина выглядит как карикатура на обедневших аристократов, которые пытаются жить на широкую ногу. Молодого человека на ней словно нарочно застали врасплох. Поэтому он пытается спрятать кусок хлеба прямо под книгой, лежащей на столе.
Картина отражает ситуацию, которая была повсеместно распространена в конце XIX века. Тогда немало аристократов обанкротилось. Но признавать свое разорение они не собирались, поэтому были готовы есть один хлеб ради покупки дорогих штанов, сшитых по последней моде.
«Воспитанница», Н. В. Неврев
Неврева нередко называют мастером бытового жанра. Он отлично изображал на холсте сцены из обыденной жизни русских людей второй половины XIX века. Неврев особенно любил изобличать крепостное право. "Воспитанницу" он нарисовал уже после его отмены, но она все равно отражает тему торговли людьми.
Действие картины происходит в доме у богатой женщины, которая якобы заботится о молодой девушке - сироте. Искусствоведы считают, что она могла быть бывшей крепостной или просто бесприданницей. Девушка словно выставлена напоказ перед молодыми людьми, которые готовы взять ее в качестве содержанки. Воспитанница не слишком этим довольна, но ее наставнице наплевать. Она настойчиво продолжает предлагать ее служителю церкви.
«Богатый киргизский охотник с соколом», В. В. Верещагин
Эта картина была нарисована в 1871 году. Российская империя в конце 19-го в. стала разрастаться за счет экспансии в Средней Азии. Сам художник попал туда еще в молодости, он отправился в экспедицию по Туркестану. Колорит страны так вдохновил его, что Верещагин создал целую серию восточных работ.
Одной из них стал и «Богатый киргизский охотник с соколом». Его Верещагин нарисовал, когда гостил у Байтика Канаева, батыра из Киргизии. Именно он позировал ему на этой картине, специально нарядивший в яркий традиционный костюм. Сам Канаев впоследствии стал большим поклонником творчества Верещагина.
«Дебри», И. И. Шишкин
Шишкин - знаменитый пейзажист, который особенно любил рисовать лес и его обитателей. Примечательно, что "Дебри" - это не просто картина, а фотографическое изображение тайги. Шишкин пытался максимально точно передать увиденный им участок леса. Особое внимание он уделял тонким стволам сосен, украшенным чешуйчатой корой. Много времени ушло и на прорисовку света, который выглядит контрастно в сравнении с темной лесной глушью.
Примечательно, что Шишкин не был в лесу, когда писал его. Он создавал свои картины в студии, вдохновляясь маленькими этюдами. Писать шедевры ему помогала и фотографическая память.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Е. Репин
Изначально картина не произвела впечатления на общество. Александр III и вовсе раскритиковал ее и запретил выставлять ее в галерее. Репин создал картину в 1885 году, но в его замысел не входила критика царей и действующей власти. Художник хотел передать эмоции Ивана Грозного, который испытывал сильнейшее раскаяние за сиюминутную вспышку гнева. Он здесь не царь, а отец, который только что потерял своего сына.
Примечательно, что картина недолго была запрещена к показу. Всего через 3 месяца Александр III изменил свое решение, разрешив выставлять ее на выставках.
«Апофеоз войны», В. В. Верещагин
Эта картина получила признание из-за своей тяжелой, гнетущей атмосферы. Верещагин закончил писать ее в 1871 году, и она отражает весь ужас любой войны. По задумке художника, картина должна была отображать последствия военных действий в Туркестане, которые он застал воочию. Но вскоре Верещагин отказался от первоначальной идеи. Он создал полотно, которое олицетворяет последствия любой войны. Она не оставляет после себя ничего, кроме бессмысленных жертв.
«Радуга», И. К. Айвазовский
Айвазовский всегда славился своим умением рисовать море, но эта картина стала одной из знаковых в его творчестве. Ее в 1873 году Третьяков купил у художника для своей галереи. "Радуга" выделяется тем, что Айвазовский создал ее в нетипичном для себя стиле. Да, здесь все также изображено море, его терзает шторм, который губителен для людей и ораблей. Казалось бы, их не ждет ничего хорошего, но на небе появляется радуга - символ надежды на спасение. При этом ее очертания почти незаметны. Нужно всматриваться, чтобы увидеть радугу. И именно этим картина завораживает тысячи зрителей.
«Грачи прилетели», А. К. Саврасов
Эта картина считается жемчужиной русской живописи. Одновременно она стала самым известным произведением Саврасова. На ее написание художника вдохновило посещение небольшого села Молвитино. Саврасов не раз признавался, что очень любил раннюю весну. Ему особенно понравилась природа села и небольшая церквушка, стоящая в самом его центре.
Саврасов был так очарован увиденным пейзажем, что сразу же приступил к работе. Он закончил писать картину уже летом, тогда же он продал ее Третьякову, который выкупил ее для своей галереи.
Ему удалось передать удивительную атмосферу весны и создать ощущение жизни. Успех этого полотна не смог повторить никто, даже сам Саврасов.