Ладно, о Чарли Чаплине, Рудольфо Валентино, Мэри Пикфорд и Вере Холодной ты точно же сто раз слышала без нас. Так что давай возьмём сразу другие имена.
Аста Нильсен
Благодаря дедушке, чьё имя мы никогда не узнаем из-за скромности бабушки, датчанка Аста родилась со жгуче-южной по скандинавским меркам внешностью и таким же темпераментом. До прихода в кино актриса играла в театре в Копенгагене. Первый же фильм с её участием, “Бездна”, принёс и актрисе, и режиссёру картины известность; двадцатидевятилетняя Аста моментально попала в секс-символы ревущих двадцатых. По крайней мере, в Европе.
Внешность и пластика обеспечили ей амплуа экзотических девушек с энергичным и смелым характером. Например, в фильме “Девушка без родины” она сыграла цыганку-шпионку, в “Мата Хари” – тоже шпионку, но танцовщицу; она играла сорванцов и роковых дам, служанок и циркачек, Гамлета и мексиканскую оторву с пистолетом.
Последней работой в кино стала роль в первом звуковом фильме Асты “Невозможная любовь”. После картины актриса вновь вернулась в театр. В старости покинула сцену и занялась визуальными искусствами: выкладывала картины из кусочков цветной ткани.
Аста Нильсен была семь лет замужем за другим “немым” актёром, эмигрантом Григорием Хмарой, развелась с ним в 1930 году и счастливо прожила до девяносто лет. Мы за неё рады.
Джек Пикфорд
Звезда Голливуда Мэри Пикфорд играла, как известно, положительных девочек-сорванцов (ну, и сироток обоего пола). В современном кино трудновато сходу подобрать для неё аналог, но любили её так же, как, например, “Гермиону” Эмму Уотсон. Так вот, Джек Пикфорд – это как если бы брат Эммы, Алекс, бросил работу модели и ушёл сниматься в кино. Мимими крайней степени! Благодаря своей внешности и, по видимости, семейному таланту Джек моментально превратился в популярного героя-любовника. Причём не рокового, а такого… вроде милых сироток в исполнении его сестры. Сама чистота.
В жизни милый мальчик любил злоупотребить внимание поклонниц, наркотиками и алкоголем, так что покинул кинематограф до того, как появление звукового кино могло бы сломать его карьеру. Уже в 36 лет он умер.
Дэн Обината
Дэн Обината был из молодых людей, которым везёт с рождения. Сын богатых родителей, красивый, обаятельный, не знавший ни в чём отказа и нужды… Может быть, именно для контраста он начнёт играть драматичные роли в кино. В первом фильме Дэн снялся в 23 года, но известность к нему пришла, в отличие от Асты Нильсен, не сразу. В 26 лет Обината снимется в драме “Танцовщица из Идзу” в роли студента, влюблённого в четырнадцатилетнюю актрису из бродячей труппы – девушку, обречённую быть изгоем. Дэн оказался таким трогательно-убедительным, что на него тут же посыпались предложения съёмок и свалилась всеяпонская любовь.
Появление звукового кино никак не повредило карьере Обинаты, он снимался вплоть до 1950 года. В 1953 году актёр совершенно неожиданно для всех переехал в Бразилию вместе с женой и детьми и занялся там фермерством. Впрочем, и в Новом Свете он разок мелькнул в кинематографе, в картине “И снова воцарился мир”. Фильм стал окончательной точкой в его карьере. До своей смерти в семьдесят три года Дэн больше ни разу не снялся.
Клара Боу
Ещё в детстве Клара увлеклась кино. Она боготворила Мэри Пикфорд и мечтала стать такой же звездой. Внешность, правда, у Клары подкачала – немое кино любило брюнеток, а Клара была рыжей. И всё же, услышав о конкурсе фотопортретов, главным призом в котором была роль в кино, она бросилась участвовать, не колеблясь. И действительно снялась в фильме! Но, увы, эту крошечную роль вырезали при монтаже. Досаде Клары не было предела. К тому же мать, узнав о съёмках, закатила девушке скандал: в её глазах киноактрисы были сродни проституткам. Хотя того, что мать называла “честью”, беречь было уже поздно: за год до того Клару изнасиловал собственный отец… К тому же мать сама время от времени зарабатывала самой настоящей проституцией; клиентов приводила домой, а Клару, чтобы не мешала, запирала в шкафу. Нет уж, киноискусство и рядом со всем этим не стояло!
Кларе повезло, сразу же после второго фильма на неё обратили внимание зрители и режиссёры. Основным амплуа Боу стали кокетки с трудным характером, упрямые, независимые, гордые и очень сексуальные. К слову, в первом и единственном немом фильме, получившем “Оскара”, главную женскую роль играла тоже Клара.
К сожалению, Боу оказалась среди актёров, не сумевших проявить себя в звуковом кино, и её слава закатилась задолго до её тридцатилетия. В сорок четыре года у неё диагностировали шизофрению, а в шестьдесят она умерла от сердечного приступа.
Харрисон Форд
Невероятно, но у зрителей немого кино был свой личный Харрисон Форд, и даже не хуже нашего! Очень симпатичный. К сожалению, первый же звуковой фильм сломал ему карьеру: видимо, голос был куда хуже внешности. Среди ролей Форда – Джордж Осборн из “Ярмарки тщеславия” и Ричард Уэйн из “Майских дней”. В общем, вечный положительный, но не слишком выдающихся статей герой. Последние шесть лет жизни провёл в больнице, попав под колёса машины и получив серьёзные травмы. Умер в семьдесят три года, на руках у жены, с которой прожил 49 лет. В общем, он и в жизни был похож на своих героев.
Витольд Полонский
Сын польского дворянина, участника одного из антироссийских восстаний. После помилования, данного отцу, семья Полонских переехала жить в Санкт-Петербург, а Витольд, соответственно, поступил в одну из местных гимназий – точнее говоря, в Царскосельскую Николаевскую – где его классным руководителем был сам Иннокентий Анненский.
До прихода в кино Полонский успел сделать карьеру в Малом театре. В фильмах он представал всегда в ролях великосветских героев-любовников, щёголей, мотов и бессердечных сволочей. Но сняться успел только в 18 картинах: в 1919 году актёр умер, отравившись некачественными продуктами.
Ольга Бакланова
А вот Ольга Бакланова благополучно пережила и революцию, и Гражданскую Войну, а в 1926 году эмигрировала в США и стала голливудской актрисой. У неё выстрелил уже второй фильм, “Человек, который смеётся” по Гюго – она играла в нём герцогиню Джозиану. Весь 1928 год Ольга успешно снималась, даже в первом звуковом фильме – в 1929 году – она понравилась зрителю, несмотря на акцент (а может быть, и благодаря его экзотичности). Но из-за скандального разрыва контракта с продюсером Голливуд стал относиться к ней очень прохладно. Ольга с трудом теперь получала роли. Последней успешной картиной для неё стал фильм ужасов “Уродцы”, где она сыграла циркачку. Картина вышла такой провокационной, что её запретили в ряде штатов. И только в наше время объявили одним из киношедевров Америки.
В 1935 году Ольга ушла из кино, но продолжила выступать в театре (она играла там параллельно со съёмками). В 1947 году она покинула и подмостки по настоянию своего тогдашнего мужа. И всё же перед смертью она успела познать вкус славы. В шестидесятых критики и зритель вспомнили о фильме “Уродцы”, он имел огромный успех, и актриса дала ряд интервью – с большим удовольствием! Скончалась Ольга, дожив до почтенных лет – в семьдесят восемь.
Конрад Фейдт
Именно этот актёр – и режиссёр – дал зелёный свет карьере Ольги Баклановой в Голливуде. Сам он вообще-то был немцем и стал известен именно через немецкие картины. Выразительное лицо актёра позволяло ему играть и зловеще-обаятельного Сатану, и вдохновенного Шопена, и авантюриста Фогга, и разного характера королей прошлого. В США Фейдт приехал по приглашению знакомого актёра, снялся в четырёх фильмах и вернулся на родину. В общем-то, зря, потому что вскоре к власти пришли национал-социалисты, и Фейдту, мужу еврейки и пацифисту, пришлось бежать с семьёй в Великобританию и получать там подданство. В 1940 Конрад снова поехал в Голливуд, где снимался в основном в роли нацистских офицеров: фактура подходила. Отдушиной была, несомненно, сказка “Багдадский вор”, где Фейдт снялся в роли колдуна. Умер актёр в 1943 году во время игры в гольф – прихватило сердце.
Макс Линдер
Вообще-то Линдер был комиком, но каким же стильным и обаятельным! Белозубая улыбка, элегантный наряд и… новое слово в кинокомедии: психологизм персонажей, поиск юмора не в пинках и тортах в лицо, а в нестандартных ситуациях. Те комедии с Пьером Ришаром и Луи де Фюнесом, которые мы так любим, прямиком продолжаются из фильмов Линдера – ведь он, кстати, был французом. И, между прочим, участником Первой Мировой Войны. К сожалению, именно травматичные воспоминания о войне были среди причин, толкнувших Макса к самоубийству в 1925 году – в сорок два года. Вместе с ним покончила с жизнью и его жена.
Ольга Чехова
Сейчас её вспоминают, в основном, благодаря тому, что, будучи урождённой Книппер (то есть, немкой), она не только не подверглась преследованиям в Третьем рейхе, где жила в тридцатых и сороковых годах, но ещё и была любимицей Гитлера. В 1945 году её арестовали советские войска, на самолёте она была доставлена в Москву… и уже через два месяца так же, на самолёте, вернулась в Берлин. Эти странные полёты стали причиной для популярной сейчас версии, что Ольга была агентом советской разведки в стане Гитлера.
Чехова дебютировала в кино в Германии, куда эмигрировала после революции, в 1921 году. Звездой первого эшелона она стала только в 1930-ых, но и в двадцатых её находили очень красивой и интересной актрисой.
Ольга умерла в возрасте восьмидесяти двух лет от рака мозга.