Нарушения цветовосприятия
С возрастом или после болезни чувство цвета нередко изменяет человеку. Как минимум два знаменитых русских художника пострадали от этого: Саврасов (осложнение после болезни) и Репин (возрастные изменения). Первый выкручивался, рисуя «по памяти». А со вторым произошёл казус.
Ещё при его жизни повредили его полотно, известное как «Иван Грозный убивает своего сына». Художника пригласили отреставрировать порезанные напавшим на картину человеком места. Всю ночь Репин работал; пришедший наутро художник Игорь Грабарь, который тогда был попечителем Третьяковской галереи, не знал, что и сказать. Голову Ивану Грозному Репин выписал в каких-то странных, несообразных с прочим полотном лиловых оттенках. Свежие мазки срочно сняли и в результате повреждения записали акварелью, ориентируясь на фотографии картины. Естественно, Репин продолжал писать новые картины, хотя старые его больше спасать никто бы не пригласил.
Некоторые художники страдали дальтонизмом от природы. Это нарушение цветовосприятия так называется от того, что первый его описал учёный Джон Дальтон. Он выяснил, что более-менее чисто различает только оттенки синего и жёлтого. Чаще всего художники с дальтонизмом обращаются к чёрно-белой графике или рисуют простые иллюстрации, которые легко раскрасить, попросив помочь кого-то с выбором цветом – так, любимый многими поколениями советских детей Виктор Чижиков обращался за такой помощью к жене.
В наше время, исходя из цветовых предпочтений художников с дальтонизмом (жёлтый и синий, чёрный и белый, поменьше оттенков красного), биографы предполагают дальтонизм у таких известных художников, как Винсент Ван Гог и Михаил Врубель.
Знаменитый нейропсихолог Оливер Сакс рассказывал в своих книгах о художнике, который всю жизнь рисовал абстрактные картины, в которых главным героем был цвет. Неожиданно художник утратил всякое чувство цвета. Все цвета, кроме чистого чёрного и чистого белого, казались ему одновременно серыми и чем-то грязным. Ему пришлось разработать двуцветный абстракционистский стиль, где основную роль играл уже не цвет, а композиция, форма и контраст.
Нужны ли художнику руки
Репин не только сам был одарённым художником, но и давал путёвку в жизнь многим талантливым живописцам. Среди них была Марианна Верёвкина. Её ранний и зрелый стили работ радикально отличаются. Всё дело в том, что в ходе несчастного случая (одни говорили, что на охоте, а другие – что при попытке покончить с жизнью) Верёвкина отстрелила себе несколько пальцев рабочей правой руки. Увы, она была не из тех, кто может переучиться на левую руку, как это сделала после инсульта знаменитая киевлянка Татьяна Яблонская. Перед ней встал выбор – бросать живопись вовсе или учиться держать кисть теми пальцами, что остались, и подбирать себе новый стиль.
Выписывая картины кистью, зажатой между средним и безымянным пальцами руки, Марианна не просто сделала себе карьеру – вошла в историю как одна из самых ярких живописиц двадцатого века и как одна из самых известных швейцарских художниц. Дело в том, что Марианна после революции жила именно в Швейцарии и провела там большую часть своей жизни, так что большая часть её славы досталась новой родине.
Исследователи китайского художника и каллиграфа Линя Саньчжи также отмечают смену стиля после того, как он повредил руку в семьдесят два года. Особенно сильно изменения заметны именно в калиграфии – от написания, которое можно назвать жёстким (его даже сравнивали с железной проволокой), художник перешёл к своему особенному плавному и прозрачному начертанию иероглифов. Интересно, что в молодости он учился боевым искусствам в шаолиньском монастыре. Возможно, именно там его научили не сдаваться, а искать способы выполнить задачу.
Известны и художники, всю жизнь прожившие вообще без рук и притом сделавшие себе имя в искусстве. Это российский иконописец Григорий Журавлёв, державший кисти зубами, и английский пейзажист Питер Лонгстафф, который предпочёл использовать пальцы ног. Журавлёв не мог воспользоваться таким способом по двум причинам: иконы неуместно рисовать ногами, и, строго говоря, у Журавлёва и ног не было. Его конечности были серьёзно недоразвиты.
Живописец в жанре соцреализм Леонид Птицын потерял кисти рук после войны, когда он вместе с родными и соседями вернулся в деревню. Вокруг всё было заминировано, а жить как-то было надо. Мины пытались обезвредить подростки. Во время одной из таких операций пятнадцатилетний Лёня и лишился рук. Он мог и вовсе умереть от страшных ран, но его спешно довезли до больницы. Чудом успели. Кисть во время работы над картинами Птицын держал культями обеих рук.
Неврологические проблемы
Нарушения координации или дрожащие руки – вот две проблемы, с которыми не советуют идти в живопись. А что, если они одолевают уже состоявшегося живописца? Ответ на этот вопрос дают поздние работы Николя Пуссена, французского художника семнадцатого века. Современники отмечали, что у него изменилась манера из-за дрожи в руках. Но его стиль не ухудшился – он нашёл свой особый способ работать с мазком, делая его более плавным, и современные искусствоведы ценят его поздние картины даже больше, чем написанные до проблемы с пальцами.
А цикл автопортретов художника Уильям Утермолен, созданных в позднем возрасте, полностью посвящён тому, чтобы фиксировать, как меняется его стиль письма вместе с прогрессом болезни Альцгеймера. Диагноз художник узнал в 1995, умер в 2007, но последний его автопортрет относится к 2000 году. После этого года он же не мог рисовать.
На жизнь и творчество художников влияет не только здоровье. Что делал Клод Моне с каштанами, а Фрида Кало с клубникой: 5 оригинальных рецептов блюд от известных художников.