Наше зрение воспринимает объемное и пространственное окружение, используя определенные сигналы в нейронах, чтобы определить размеры и расстояние до них. К примеру, когда смотрите на два одинаковых предмета, расположенных на разном расстоянии, - ваша зрительная система делает предположение, что тот объект, который выглядит крупнее, находится ближе. В действительности - это так. И объясняет эту закономерность такое понятие как перспектива, которая, как система изображения, появилась в эпоху Ренессанса и используется по сей день.
И поскольку именно в то время реалистическое направление в изобразительном искусстве достигло расцвета, созданная техника передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости, позволила решить проблему, остро стоявшую перед архитекторами и художниками. Стоит также отметить, что в истории изобразительного искусства использовались различные пространственные системы изображения, то есть перспективы: прямая линейная, обратная, параллельная, воздушная, сферическая, и многие другие.
Возвращаясь к творчеству бельгийского художника, мы видим, что он использовал в своих конструкциях именно технику перспективы, которую и попытался починить механизму оптического обмана, тем самым запутав сознание зрителя. И ему это удалось сполна, его картины, полны иллюзий, тайн и загадок.
Немного из биографии художника
Жос де Мей (Jos de Mey) (1928-2007) родом из Бельгии. Обучался в Бельгийской Королевской Академии Изящных Искусств в Генте, а затем на протяжении почти сорока лет обучал студентов дизайну интерьеров и мебели. Параллельно с преподавательской деятельностью Жос увлекался собственным творчеством. Его первые работы были основаны на использовании различных математических законов и последовательностей, таких как ряд Фибоначчи и золотое сечение. Дебют В 1958 году на международной выставке в Брюсселе заставил задуматься Жоса де Мея о профессиональной карьере художника, а спустя десяток лет Мей оставил преподавание и целиком окунулся в творческий процесс.
Он стал уделять особое внимание окружающей среде, и реалистическому направлению. Он детально прорисовывал типичные ландшафты Фламандии, где на то время проживал. Но, как оказалось, реализмом сложно было кого удивить, и в скором времени художник-дизайнер, переключившись на другую волну, с особой выразительностью стал использовать обман зрения наряду с реальным воспроизведением образов, а также эффекта света и тени.
Первые картины Жоса де Мея были цветными абстрактными композициями, базировавшимися на использовании объектов, помещенных в несуществующее пространство. Они являлись отражением странных объектов, которые не имели ни верха, ни низа, ни левой, ни правой сторон. И если на картине не было оставлено особых пометок, то ее можно было повесить вверх ногами, или даже поперек. Немногим позже объекты и конструкции художник стал помещать на бесконечную поверхность.Начиная с 1976 года в своих работах мастер стал более выразительно использовать оптические эффекты – обман глаз.
На многих картинах художника изображены персонажи, которые были позаимствованы с картин известных голландских художников, земляков Жоса де Мея - М.К. Эшера, Питера Брейгеля и Рене Магритта. По словам самого мастера, его герои как бы играют роль статистов, предназначенных для того, чтобы показать масштаб изображенных конструкций.
Ведь нереальные конструкции и являются главной частью каждой картины художника. Так, конструктивное сооружение выглядит гораздо больше, если люди изображены значительно меньше, и наоборот, чем больше люди на картине, тем меньше выглядит сооружение. Именно здесь применяется техника линейной перспективы. Помимо этого художник эти конструкции изображает совершенно нереальными с технической точки зрения. А именно так, чего в априори быть совершенно не может. изображать то, чего быть не может, и делать это таким образом, что создается впечатление, что изображение кажется реальным.
Также, часто на картинах Жоса де Мея изображена сова. Эта птица в Голландии имеет двоякое значение, с одной стороны — она является символом теоретических знаний, а с другой стороны — совой голландцы называют человека, который недалёк и выглядит весьма глупо. Как говорит сам художник, этот персонаж можно рассматривать как альтернативное "я" художника.
Неправильность невозможных фигур становится еще более мистической и, следовательно, более привлекательной.
Мой автограф или мое имя изображено на свитках, бумагах, флагах, булыжниках и прочих элементах картин. Эти "визитные карточки" указывают только на мою часть работы, а не на фигуры или объекты, выдуманные другими классическими или современными художниками. Название, дата, адрес и индекс всегда находятся на обороте картины.
Зачем картинам даются такие длинные названия?
Я даю картине название, когда она полностью закончена. Названия иногда дают объяснение работе, но чаще делают работу еще более загадочной. Из-за этого большинство названий не могут быть переведены на другие языки, это игра слов понятная людям, говорящим на голландском языке.
Как называется художественное направление, в котором я работаю?
Я даю моему направлению название "Конструктивный иллюзионизм" или "Иллюзионный конструктивизм". Возможно, это сложное и труднопроизносимое название, но я не могу придумать ничего лучшего. "Конструктивизм" – потому что на картинах изображены конструкции и сооружения; "иллюзионизм" – из-за невозможности изображенных конструкций и сравнительно реалистичной манеры их изображения.
Кроме этих шести наиболее часто задаваемых вопросов я хотел бы осветить еще несколько вопросов.
Блестящая обезличенная скрупулезно точная техника рисования.
Я стараюсь писать картины так, что фотографический реализм придает невозможным архитектурным композициям видимость "возможного изображения". Н
Угол падения света.
Немногие это заметят, но я всегда использую в своих картинах один и тот же угол падения света. Источник света (солнце?) расположен под углом 45° слева сверху и под углом 45° позади зрителя. Это придает некоторое постоянство моим картинам, которые с другой стороны сильно отличаются темами и ситуациями.
В заключение я хотелось бы привести цитату из интервью художника: "Я всегда хотел доставить наслаждение и глазам и уму. Я убежден, что зрительное наслаждение ничего не значит без умственного. Искусство удовлетворяющее только ум – интересно; искусство удовлетворяющее лишь взор – поверхностно. Поэтому я всегда смотрю на искусство с двух сторон – интерес и эстетическое удовлетворение..."
а мои работы являются шагом вперед в изображении невозможных фигур и конструкций.
Жоса де Мея не стало в 2007-м, но его работы и по сей день демонстрируются на выставках на родине художника в Бельгии и в других странах мира.