Помпезность барочных нарядов
Первые балетные выступления в Российской империи не были независимыми представлениями. В 18 такие номера показывали в антрактах, которые тогда называли сенья. Балет в таких промежутках называли междусенья. Они не сильно разнились с традиционными бальными танцами, а костюмы артистов походили на обычные праздничные убранства. Основным "отличием" служила чрезмерная "театральная" отделка в виде воланов, рюш и вышивки драгоценными камнями.
Женские характеры, которые иногда воплощали юноши, обличались в длинные платья с куполообразным каркасом и несколькими слоями подъюбников. Костюмы для мужских ролей представляли собой вышитые камзолы и панталоны. Обязательными элементами образа тогдашних балерин были высокие каблуки, замысловатые прически и экстравагантные головные уборы.
Все это, впрочем, сильно влияло на развитие искусства балетного танца.
Наряды под конкретные роли впервые появились в 18 столетии, когда произошло становление балета как самостоятельного явления. Хореография вышла на новый, более сложный уровень; мужские сценические костюмы стали более легкими, а женские — открытыми.
Полет мысли и тела в ампире
Ампир как стиль развился в 19 веке. Он привнес легкие, прозрачные платья, которые не сковывали движения. Они во многом напоминали древнегреческие убранства. Обувь на каблуках со временем заменили сандали в древнеримском стиле и атласные туфли на плоской подошве. Они крепились к ноге широкими атласными лентами. Такая конструкция вскоре преобразовалась в современные пуанты.
Первая пачка и танцы на пуантах
Премьера "Сильфиды" в Италии в 1832 году ознаменовалась настоящей революцией в танцевальном костюме. Шведская балерина Мария Тариони поднималась на носочки, точно бросая вызов гравитации. Ее наряд, напоминающий летящую юбку, прибавлял общий фурор от техники самого исполнения. На той премьере Тальяни представила балетному миру сразу два "изобретения": пуанты и пачку, задав начало новому этапу в балете.
Юбка длиной до щиколотки была стратегическим ходом Тальони, которая желала продемонстрировать свое мастерство и упорную работу на сцене.Парижская публика пришла как в восторг, так и в негодование. Многие зрители посчитали этот костюм крайне непристойным.
Из года в год пачка превращалась в более короткую, все больше обнажая ноги и демонстрируя навыки и вышкалку артисток. По прошествию пятидесяти лет подол платья стал напоминать колоколообразную пачку.
Со временем также исчезли рукава, и увеличился вырез декольте.
До 1870-х годов пачки трансформировались в блиноподобные "классические пачки", облегчив артистам движения и маневренность в танце.
Наиболее известные модели также представлены жесткой юбкой на каркасе из обруча из проволочной сетки. Это позволяет пачке сохранять форму и обеспечивает надлежащую устойчивость.
Современные наряды балетного искусства
В начале 20 столетия балетные костюмы стали более дерзкими. Помимо традиционной пачки, балерины носили смелые фасоны одежды, такие как восточные костюмы для "Шашеразады" Николая Римского-Корсакова и этнические костюмы для постановок Игоря Стравинского.
Далее появилась тенденция к упрощению костюма с усложнением техники танца. На сценах Европы и в США в конце 20-го века артисты балета выступали в бандаже. В Советском Союзе на сцену также надевали бандажи, трико, штаны-ватоны или кюлоты, обтягивающие лишь бедра.
Сегодня художники по костюмам не привязаны к определенному стилю, но в классическом балете все еще используются традиционные наряды.
Тип юбки обусловлен ростом артистки, особенностями ее ног. Пачка может стоять параллельно сцене, или быть надутой внизу и слегка опущенной.
Мужская партия в классическом балете исполняется в трико и колетте. Колетт иногда зашивают непосредственно на танцоре, чтобы он не расстегивался.