В 1860-е годы, когда чешский стеклодув Леопольд Блашка начал лепить модели подводных существ, промышленная революция, рост населения и изменение климата ещё не нанесли тотальный ущерб морскому биоразнообразию. За три десятилетия, используя методы, которые до сих пор сбивают с толку экспертов, Леопольд и его сын Рудольф изготовили более десяти тысяч стеклянных моделей растений и жителей подводного царства, выполненных в мельчайших деталях. Часть из них была создана специально для образовательных целей в Гарвардском университете.
Эти двое принадлежали к длинной династии стеклодувов: семья Блашка работала в этой области с пятнадцатого века. Сам Леопольд начинал с изготовления стеклянной бижутерии в рамках семейного бизнеса, но позже его интересы изменились. Его интерес к созданию стеклянных изделий, вдохновлённых формами природного мира, как говорят, начался во время океанского путешествия в Соединенные Штаты, во время которого его корабль сделал остановку на Азенских островах, где он увидел множество медуз в воде.
Это вдохновило мужчину на увлечение морской жизнью, и он начал создавать стеклянные модели существ и растений, найденных в море. Его сын Рудольф позже работал с ним над этими моделями. До своей работы в Гарварде они также снабжали многие музеи и университеты по всему миру стеклянными моделями для образовательных целей. Например, в Шотландии Национальный музей в Эдинбурге в настоящее время владеет почти сотней стеклянных моделей. Некоторые работы Блашка также существуют в Глазго, в Музее Хантера Университета Глазго и в Художественной галерее Келвингроув.
Истоки популярности стеклянных моделей семейства Блашка можно проследить вплоть до девятнадцатого века, когда такие модели представляли особую ценность для науки. В этот период в музеях было принято включать модели предметов, а не только сохранившиеся версии самих вещей. С точки зрения образовательных целей некоторые рассматривали модели как столь же ценные, как и реальные вещи, и спрос на них рос.
В XVIII веке просвещение и французская революция привели к разрушению прежних социальных и религиозных институтов.
На их месте наука и образование появились как новые сияющие огни. В то время как представление о неизменном Царстве Божьем подвергалось сомнению эволюцией, естественный мир воссоздавался в таксидермии и диорамах в музеях по всему миру. Зоопарки, ботанические сады, аквариумы и музеи были заняты созданием своих собственных миниатюрных искусственных вселенных.
Однако до конца XIX века не было принято использовать стеклянные модели для обучения ботанике: растения либо сушили, либо создавали модели с использованием папье-маше или воска.
Но выбор Блашкой стекла в качестве материала для своих моделей оказался идеальным для воспроизведения форм морских существ, включая кораллы, медуз, осьминогов, кальмаров, морских звёзд, морских огурцов и головоногих моллюсков.
Работа Леопольда над стеклянными моделями морской жизни была также отчасти ответом на необходимость найти способ отображения морских беспозвоночных для целей изучения. Беспозвоночные имели тенденцию разрушаться, как только они больше не находились в своей естественной среде обитания и не могли выжить вне воды, а попытки сохранить мёртвых были безуспешными, так как они быстро разлагались, даже если их консервировали в спирте. К тому же, такие модели могли показывать цвета существ, так как они имели тенденцию быстро исчезать, как только настоящие появлялись на поверхности.
Стекольные заводы Блашки были важны, потому что они предшествовали эпохе подводной фотографии, поэтому их модели были лучшей возможностью увидеть изображения подводных растений и существ. Такие фигурки охотно скупали институты и школы, а также заядлые коллекционеры, желающие заполучить в свои коллекции то или иное существо.
Один из самых больших стендов со стеклянными образцами (примерно шестьсот штук), принадлежит Корнельскому университету в США, где до недавнего времени он был почти забыт, спрятан на складе в аварийном состоянии.
Но в начале девяностых годов прошлого века, будучи молодым профессором, доктор Дрю Харвелл, обнаружив «капсулу времени» морской биологии XIX века, начала каталогизировать коллекцию.
«Во всей этой коллекции есть своя ценность», - говорит она. - «Это то, что можно было увидеть почти двести лет назад».
В последние годы исследователи начали сравнивать морские работы Леопольда с текущей морской жизнью, чтобы увидеть, не существует ли каких-либо видов, когда-то созданных дуэтом.
Их подводный мир – уникальная возможность заглянуть в недра самой матушки природы, существовавшей не один десяток лет назад.
А в продолжение темы, читайте о том, как французскому ювелиру Люсьену Гайар удалось разгадать секреты японских мастеров и создать поистине удивительные костяные гребни, броши и другие украшения.