Мы подобрали список реально крутых фильмов, которые рассказывают и о девочковой инициации. И каждый раз – о новом способе обрести свою силу. Может быть, одного из них тебе когда-то и не хватило, чтобы наконец понять, как повзрослеть.
Королевство кривых зеркал
История пионерки-пятиклассницы, которая всё никак не могла повзрослеть и обрести ответственность, но, попав в страну Кривых зеркал, поняла, как выглядит со стороны, помешала местным заговорщикам, спасла едва знакомого мальчика и обрела, наконец, взаимопонимание с бабушкой.
Немного неожиданно, да? Фильм ты смотрела сорок раз и ещё в третий поняла, что это – трансляция высоких коммунистических идеалов юным пионерам. Разве что отдельно заинтересовало, что среди полноценных претендентов на узурпацию престола значится женщина – Анидаг.
А всё же, загибаем пальцы: волшебное путешествие (раз!), встреча со своей “тёмной Я” (два!), примирение с ней (три!), спасение как часть инициации (только разве что не родственника или жениха, а юного товарища – четыре!). Суровая материнская фигура в лице бабушки (пять!) и примирение с этой хранительницей рода после того, как инициация успешно пройдена (этого в народных сказках нет, но с точки зрения современной психологии – очень логично). Искушения, грозящие сбить с пути, постоянно прилагаются.
Особенность инициации: девочка побеждает, вступив в союз со своей “тёмной” стороной, и в результате оказывается, что ничего в девочке “тёмного” нет. Примирившись с собой, она получает возможность идти вперёд и становится сильнее.
“Лабиринт” с Дэвидом Боуи
Пятнадцатилетняя Сара по незнанию произносит древнюю формулу передачи ребёнка гоблинам и лишается младшего братика. Чтобы вернуть Тоби, Саре придётся пройти волшебный гоблинский лабиринт и добраться до королевского замка, и времени у неё есть – до полуночи.
Все элементы инициационной истории на месте, включая “имитацию повторного рождения” – Сара проходит через узкие коридоры лабиринта. За “суровую мать”, как и в народных сказках – мачеха. В пути Сара знакомится со слабыми сторонами своей души. Её “тёмное Я” так и не персонализируется, так что мы знакомимся с “тёмной Сарой” только через испытания-искушения, например, обнаруживаем слишком сильную привязанность к вещам. В путешествии, совсем как в сказках, Сару сопровождают звероподобные существа-помощники. Самым последним испытанием оказывается способность устоять перед чарами самого обычного вида манипуляций (“Бойся меня, слушайся меня, люби меня – получишь всё, что угодно!”) и найти в себе силы объявить королю гоблинов: “У тебя нет власти надо мной!”
Особенность инициации: после испытаний от короля гоблинов девочка вряд ли станет лёгкой жертвой для абьюзера – она знает цену его обещаниям. А ещё она осознаёт, что, повзрослев, не теряешь той себя, какой ты была ребёнком.
Сёстры
Это не сказка, а реалистический триллер родом из 90-х. Тринадцатилетняя спортсменка Света не очень любит новую семью своей мамы – нерусского отчима и избалованную маленькую сводную сестру. В какой-то момент из-за проколов отчима за девочками начинают охотиться бандиты. Свете приходится взять на себя ответственность за жизнь нелюбимой сестры и пуститься с ней в бега.
Удивительным образом фильм в реалистической манере повторяет сюжетность волшебных инициационных сказок. Волшебное путешествие начинается с символических беременности и родов – Света с Диной высиживают в пустой квартире, а потом вылезают из неё через балкон. Мать так сильно отстранилась от старшей дочери, что вполне тянет на роль мачехи. Свете приходится решать проблемы, возникающие одну за другой: чем накормить сестру, где переночевать… На помощь несколько раз приходят почти сказочные персонажи: цыгане тянут на духов из-под холма, милиционер – на рыцаря, а старик-татарин – на лешего или другое живущее отшельником существо. В конечном итоге, Света, как кажется, теряет, а не обретает: мать уезжает в другую страну, а с сестрёнкой было бы легче расстаться, если бы девочки так и не привязались друг к другу. И всё же Свету мы в конце видим сильной, а не сломленной. Оксана Акиньшина удивительным образом сумела показать нам преображение из пусть серьёзной, но девочки в девушку. И, в конце концов, теперь-то у Светы действительно есть сестра, пусть и далеко. Может быть, единственный родной человек, с которым она действительно чувствует связь.
Особенность инициации: девочка кажется сильной уже с самого начала – она умеет пользоваться оружием. Её слабость была не физической, она заключалась в отсутствии любви, связи с семьёй. Потому обретением силы стало обретение сестры и чувства семьи.
Ведьмина служба доставки
Девочки – любимая тема Хаяо Миядзаки, который справедливо полагает, что им недодают своих историй. Мультфильм “Ведьмина служба доставки” – история для тех девочек, которым пора переходить из детства в юность. Ведьма Кики, как и все ведьмы в 13 лет, отселяется от родителей. Чтобы содержать себя, она открывает свой маленький бизнес по доставке посылок – метла позволяет ей стать самым быстрым курьером в стране. Но через некоторое время Кики теряет способность управлять волшебной метлой и вместе с этой способностью – уверенность в себе и свою жизнерадостность.
Конечно, некоторые элементы классической инициационной сказки не вошли в историю. Например, нет фигуры “суровой матери”. Место женщины-предка, помогающей советами, заняла молодая художница в лесу, подруга Кики. Зато юная ведьма спасает возлюбленного, дружит со зверьком-помощником, ну и, конечно, в конце концов получает свою силу.
Психологи отдельно отмечают, что история со способностью Кики летать похожа на метафору потери чувства контроля над своим телом, характерного для созревающей девочки. Ничего себе, да?
Особенность инициации: похоже, что силы Кики черпает в дружелюбном общении со старшей подругой, художницей Урсулой, то есть – в женской солидарности. История со спасением мальчика Томбо становится спусковым крючком, благодаря которому Кики убеждается, что её силы всё ещё при ней.
Зеркальная маска
Пятнадцатилетняя циркачка Хелена ссорится с матерью и попадает в волшебный мир. Там она обнаруживает злого двойника своей матери, а ещё – тот факт, что двойник Хелены почти заменил Хелену в реальности и теперь уничтожает волшебный мир вместе с настоящей Хеленой в нём.
Нетрудно заметить здесь и волшебное путешествие, и фигуру суровой матери (разве что тут она не изгоняет, а стремится бесконечно контролировать ребёнка), и “тёмное Я” героини. Неудивительно, что в этой истории с двойниками мир спасёт маска-зеркало. Скорее, интересно отметить, что один из обитателей волшебного мира, похоже, принимает тапочки Хелены за зверьков-помощников. А фантасмагоричность мира вокруг Хелены можно интерпретировать как столкновение подростка с миром в свете переосмысления себя и всего окружающего.
Особенность инициации: Хелена в какой-то момент понимает, что противостоит сама себе. Именно с этого понимания начинается её победа. Когда она уничтожает искажённую картину мира, воплощённую в её рисунках, баланс пугающего и обычного в ней и её матери наконец-то восстанавливается.
Коралина в стране кошмаров
Девочка Коралина утратила связь со своей семьёй. Её мама и папа всегда слишком заняты. После переезда в новый дом Коралина сталкивается, кроме этих обычных проблем, ещё и с разного рода странностями в округе. Очень, очень пугающими странностями. Кому, например, понадобилось заменять живым людям глаза пуговицами, а?
Хотя Коралине только десять лет (она – самая младшая в нашем списке!), перед нами совершенно классическая история инициации девочки-подростка. Даже с моментом повторного прохождения через родовые пути, “тёмными Я” окружающих и самой героини, волшебными мышками и спасением почти прекрасного юноши. В общем, тут намного больше от Проппа, чем от Фрейда.
Особенность инициации: Коралина обретает силу и выходит на финишную прямую, когда между приятной ложью, которая привела бы её к зависимости от контролирующей матери, и настоящими, хотя и несовершенными, отношениями с родными выбирает второе. Ключи к её силе – правда, независимость, принятие неидеальности себя и родных.
Лабиринт Фавна
Странная и очень мрачная сказка, которая заставляет нас сомневаться – действительно ли девочка прошла волшебное испытание и победила… или она просто очень много фантазировала и в конце концов просто умерла?
Мать юной Офелии, парикмахерша Кармен, вышла замуж за фашиста, франкистского капитана Видаля. Это властный, жестокий, чёрствый мужчина, большой любитель внешней правильности и благообразности, легко превращающий чужое лицо в кровавую кашу и живого человека – в мёртвого. Кармен он не любит, ему просто нужен мальчик, наследник его фамилии. Падчерица, тихая, мечтательная, недисциплинированная девочка, капитана Видаля откровенно раздражает. А тех, кто раздражает его слишком уж сильно, он привык убивать. В этих обстоятельствах Офелия встречает сказочное существо – фавна, узнаёт, что является принцессой волшебного царства, и должна пройти ряд испытаний, чтобы вернуться к настоящим родителям, где будет, наконец, в безопасности. Но последним испытанием должно стать убийство новорождённого братика, и Офелия отказывается его совершать.
Необычно, но вполне логично и жизненно – место “суровой матери” в истории Офелии занял жестокий отчим; готовая прийти на помощь женщина-предок здесь воплотилась в служанке Мерседес, сильной, жёсткой, но доброй женщине. Мотив спасения маленького родственника сократился до последней сцены с участием Офелия… Но сказка остаётся, тем не менее, узнаваемо инициационной.
Хотите, мы расскажем, почему думаем, что Офелия победила, а не нафантазировала себе Бог весть что? Дверца в спальню Видаля, нарисованная волшебным мелом. Если бы волшебный мел был выдуман, похитить брата девочка бы не сумела.
Особенность инициации: Офелия становится самой собой после того, как проявляет волю, отказываясь, несмотря на обещания и угрозы, идти против своей совести и убеждений и совершать зло.