© Жан Дюбюффе
Жан Дюбюффе (Jean Philippe Arthur Dubuffet, 1901–1985) был французским живописцем и скульптором. Его идеалистический подход к эстетике тяготел к так называемому «низкому искусству». Он сторонился традиционных стандартов красоты в пользу того, к чему стремился, а именно – аутентичности гуманности своих работ.
Многим он известен, прежде всего, как основатель Ар Брю (Art Brut) – непрофессионального искусства детей, самоучек и душевнобольных - и коллекцией работ Collection de l'art, которая и дала начало этому движению.
Дюбюффе родился в Гавре в богатой семье виноторговцев. Он переехал в Париж в 1918, чтобы изучать живопись в Академии Джулиане. Там он встретил Хуана Грисома, Андре Массона и Фернана Леже, которые стали его близкими друзьями. Шесть месяцев спустя Жан бросил учебу, чтобы учиться самостоятельно, так как у него появилось множество других интересов, включая музыку, поэзию и исследование древних и современных языков.
Жан Дюбюффе много путешествовал по Италии и Бразилии, но все же спустя семь лет вернулся в Гавр, где женился и продолжил дело своего отца – открыл винный магазинчик в Париже, просуществовавший вплоть до 1934 года. На родине он снова начал творить – написал ряд портретов, в которых подчеркнул значение моды в истории искусства. Но торговля вином не оставляла свободного времени, и Дюбюффе снова оставил творчество. Во время немецкой оккупации Франции у него был бизнес в Берси. Несколько лет спустя в автобиографии он даже писал o том, что получил существенную прибыль, поставляя вино Вермахту.
В 1942 году Дюбюффе решил вернуться к искусству. Он выбирал темой своих работ повседневную жизнь, чаще всего - людей, едущих в парижском метро или прогуливающихся по городу. Художник писал, опираясь на палитру фовизма, а также живописцев группы «Мост» (Brucke), используя свойственные им сочетания контрастных красок.
Многие его работы изображали людей, оказавшихся в очень тесном пространстве, что всегда оказывало сильное психологическое воздействие на зрителей. Особенно это чувствуется в его работе «Уроки Ботаники» (Lecciones Botanica, 1924-1925).
Первая персональная выставка Дюбюффе состоялась в октябре 1944 в Париже. Она стала его третьей попыткой добиться признания.
В 1945 Дюбюффе был сильно впечатлен парижской выставкой картин Жана Фотрие, в которых тот изображал человека непосредственно и просто. Подражая ему, он начал использовать жирную масляную краску, смешанную с грязью, песком, галькой, соломой и тому подобным. Это позволяло рисовать кистью по холсту, но при этом оставлять физические отметки, вроде царапин. Дюбюффе был первым художником, который использовал этот тип преобразованной пасты. Кроме того, в более ранних картинах он отказался от перспективы в пользу более прямого, двумерного изображения пространства, создавая ее иллюзию грубым пересечением объектов в плоскости изображения. Этот метод импасто создавал «тесный» эффект на его картинах. Ярче всего он проявился в серии работ «Поднявшееся тесто» (Hautes Pâtes), которую художник представил на своей второй масштабной выставке Microbolus Macadam & Cie/Hautes Pates в той же галерее Парижа.
Использование «сырых» материалов и неизменной иронии послужили поводом для нелицеприятных отзывов со стороны критиков, которые обвиняли художника в «анархии» и «очистке мусорного ящика». Но были и позитивные отклики. Например, Клемент Гринберг писал:
«Кажется, он самый оригинальный живописец парижской школы и, возможно, один из самых важных художников, которые появлялись в Париже в последнее десятилетие»
После 1946 года Жан Дюбюффе написал портреты своих друзей Анри Мишо, Фрэнсиса Понджа, Джина Полхэна и Пьера Матисса. Они созданы в той же манере, что и остальные работы - «антипсихологической» и «антиличной», как выразился сам автор. Он писал:
«Я чувствую, что пейзаж и портрет должны совместиться, что это более или менее то же самое, я хочу, чтобы портреты и пейзажи имели одни характеристики – морщины = борозды в оврагах, нос = деревья, рот = дом»
Дюбюффе добился большого успеха в Америке в основном из-за своего участия в выставке Пьера Матисса в 1946 году - дружба с ним оказалась выгодной. Матисс был весьма влиятельным дилером современного европейского искусства в Америке, он поддержал в трудные дни Школу Парижских художников (the School of Paris). Работа Дюбюффе соседствовала с полотнами Пикассо, Брака и Руо на выставке в галерее, он оказался одним из двух молодых художников, которые были удостоены такой чести. В статье Newsweek Дюбюффе назвали «любимцем парижских авангардистских кругов». Благодаря позитивным отзывам и привлечению внимания Матисса и Гринберга, Дюбюффе стал организовывать свои собственные выставки, которые проходили с большим успехом.
Американцы были заинтригованы и французским авангардом, и его работами. Многие живописцы нью-йоркской школы в то время пытались следовать авангардистской традиции и копировали манеру Дюбюффе. Такой радушный прием в Америке был продиктован желанием нью-йоркского мира искусства создать собственную авангардистскую среду.
В поисках вдохновения между 1945 и 1947 годами Жан Дюбюффе совершил три путешествия в Алжир, который в то время являлся французской колонией. Он был очарован кочевой жизнью аборигенов, которые не задерживались надолго на одном месте. Это непостоянство и стало зарождением Непрофессионального искусства (Art Brut).
Позже Дюбюффе сам собрал коллекцию произведений этого направления, где были работы таких художников, как Алоис Корбэз и Адольф Велфли. Она теперь размещена в Collection de l'art в Лозанне, Швейцария и часто упоминается как «музей без стен», поскольку разрушила все национальные и этнические границы и устранила препятствия между культурами.
Под влиянием книги Ханса Принжорна «Мастерство психически больных» Жан Дюбюффе ввел термин «непрофессиональное искусство». Под ним он подразумевал произведения, созданные художниками-непрофессионалами, работающими вне эстетических норм, например, людьми с психическими нарушениями, заключенными и детьми. Он чувствовал, что творчество обычного человека ближе к искусству и поэзии, чем работы профессионалов.
Дюбюффе писал, что его целью было «не простое удовлетворение горстки специалистов, а, скорее, человека с улицы, когда он приходит домой с работы… Я чувствую самым близким, с кем я хочу подружиться и установить доверие, и он - тот, кому я хочу нравиться и кого я хочу очаровать своими работами».
С этой целью художник начал искать такой вид искусства, которым могли бы заниматься все желающие. И свои собственные работы он тоже намерено лишал интеллектуальных проблем, в результате чего они часто кажутся примитивными, но зато всегда – искренними.