«Сюрприз» Антуана Ватто: как на 200 лет пропала и где нашлась самая дорогая картина старой Франции
848
просмотров
Трудно поверить, что в пыльных уголках частных домов до сих пор скрываются работы самых известных художников. Но именно подобную картину и обнаружила в 2007 году команда оценщиков Christie’s. Найденное сокровище – не только одно из самых выдающихся открытий последних десятилетий, но и самая дорогая картина французских старых мастеров, когда-либо проданных на аукционе.

О художнике

О художнике Инфографика: О художнике

Жан-Антуан Ватто признан одним из самых влиятельных и блестящих художников в истории европейского искусства. Поэтому новость о найденном шедевре художника, местонахождение которого оставалось загадкой на протяжении почти 200 лет, взбудоражила мир искусства в 2007 году. У Ватто был очень необычный, импровизационный метод создания картин. Выбрав несколько подходящих этюдов, он затем воспроизводил их масляной краской на холстах, где уже был готов пейзажный фон. Далее он корректировал персонажей, чтобы они гармонировали с пейзажем, мог их менять или даже закрашивать, чтобы довести до совершенства окончательную композицию.

К слову, Ватто редко следовал композиционному плану, и «Сюрприз» - не исключение. Рентгенограмма работы показывают совершенно иную композицию под нынешней, которую художник впоследствии закрасил. Однако это не умаляет мастерства Ватто! Даже по прошествии 300 лет Ватто по-прежнему уважаем, а персонажи художника в аристократических и театральных костюмах на фоне идиллических пейзажей до сих пор вызывают восхищение. Палитра картины соответствует стилю рококо - воздушная, светлая, нарядная. Ватто использовал чудесные прозрачные, легкие, перистые штрихи, что можно увидеть и в «Сюрпризе».

Сюжет «Сюприза»

Сюжет «Сюприза» «Сюрприз» Жана-Антуана Ватто (1718)

«Сюрприз» Жана-Антуана Ватто (1684-1721) был написан примерно в 1718 году. Сцена происходит в райском парке. Ее сопровождает прекрасный пейзаж: солнце, которое вот-вот уйдет в закат, и пышные деревья, словно обнимающие персонажей. Один из героев напоминает актера из итальянской комедии - Меццетена. Он сидит на каменной скамье, скрестив колени, и играет на гитаре. Меццетен смотрит вправо на влюбленную пару, тоже сидящую на скамейке и не обращающую никакого внимания на мужчину.

Заимствованный из театральных традиций «комедии дель арте» этот персонаж представляет собой резкий отпор необузданной страсти пары. Замкнутый и с меланхолическим видом он настраивает свою гитару, зная, что его серенады ничего не значат для влюбленных и служат только для усиления его собственного чувства одиночества.

Фрагмент картины «Сюрприз» Жана-Антуана Ватто

Герой одет в костюм персикового оттенка с желтыми полосами и синими лентами. Его украшают кружевной воротник и манжеты. Наряд, к слову, очень напоминает костюмы героев с картины самого талантливого ученика Рубенса Антониса ван Дейка. Маленькая собачка внизу справа напоминает питомца из великолепных портретов Рубенса. Кстати, ее взгляд даже более укоризненный, чем взгляд Меццетена. Герои так называемой «комедии дель арте» занимают видное место в творчестве Ватто. К слову, они были скопированы с пары танцующих фигур на знаменитой картине Рубенса «Кермесса» 1635 года, которая сегодня находится в Лувре и является одним из сокровищ французской королевской коллекции.

Фрагмент картины Рубенса «Кермесса» (1635 г.) / Фрагмент картины «Сюрприз» Жана-Антуана Ватто

История пропажи старинной картины

Первым владельцем картины был Николя Энен, советник французского короля по устроению празднеств, который был лучшим другом художника и одним из самых преданных его поклонников. Легендарный знаток и коллекционер Пьер-Жан Мариетт отметил в своем «Абеседарио» 1746 года, что «Сюрприз» - одна из самых красивых картин Ватто. После смерти Николаса Энена в 1724 году картина перешла к другому другу мастера, коллеге и биографу Жану де Жюльену.

Грёз Жан-Батист «Портрет Анж Лоран де Ла Лив де Жюли» (1759 г.)

Затем «Сюрприз» появляется в знаменитой коллекции Анж-Лорана де ла Лив де Жюли, который собрал первую значительную коллекцию произведений искусства, посвященную энциклопедическому отображению французской живописи. Каталог его коллекции был опубликован в 1764 году и описывает «Сюрприз» как выполненный «с пикантной ноткой и богато окрашенный в цвета Рубенса». Картина покинула коллекцию к 1770 году, а позже упоминание о ней появляется лишь в завещательной записке леди Мюррей 1848 года. В ней женщина завещала картину семье нынешних владельцев, которые ничего не подозревали о ценности работы. А позже оказалось, что это картина Жана-Антуана Ватто «Сюрприз», утраченная за 200 лет, которая все время висела в углу гостиной английского загородного дома.

Самая дорогая французская картина старых мастеров

Самая дорогая французская картина старых мастеров «Сюрприз» Жана-Антуана Ватто на аукционе Christies

Анализируемое произведение с любопытным сюжетом было случайно найдено только в 2007 году в загородном английском доме, куда были приглашены искусствоведы для оценки совсем другой работы. По словам этого эксперта, картина хранилась в этой семье с 1848 года. Работа XVIII века написанная французским художником Жаном-Антуаном Ватто и получившая название «Сюрприз», отсутствовала почти 200 лет и считалась уничтоженной

Вновь найденный «Сюрприз» был продан на Christie's за 24 376 385 долларов США, что является мировым рекордом для любой проданной французской картины старых мастеров на аукционе. Полотно выкупил лондонский дилер Жан-Люк Барони от имени коллекционера, имя которого он отказался назвать.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится