Уральский живописец-пейзажист, график, академик живописи Владимир Гаврилович Казанцев родился в 1849 году в Екатеринбурге в семье старообрядцев, золотопромышленников. Его род по отцу произошел от беглых крестьян староверов Подмосковья. Когда в России начали преследовать старообрядцев, предки художника, некогда жившие под Москвой, в 1723 году оказались на Урале. Его дед начинал на новом месте с торговли салом, вскоре став крупнейшим салоторговцем. Он в течение шести лет занимал пост городского головы Екатеринбурга, он также был одним из первых, кто застолбил участки обнаруженного в Сибири золота и вскоре стал золотопромышленником. Позже его сын Гаврила Фомич, владел уже десятком золотых приисков и приумножил в разы капитал отца.
А по матери Владимир Казанцев относился к древнему роду Муромских иконописцев, которые работали в Благовещенском монастыре с семнадцатого по восемнадцатый век. Видимо от них и почерпнул Владимир Гаврилович талант к рисованию, который проявился у него спустя множество лет.
Таким образом, семья, имевшая солидный доход, дала достойное образование и Владимиру, и его братьям в родном городе. А затем будущий художник по воле родителей отправился в Москву и поступил в Московский университет на факультет юриспруденции. Позже, вернувшись на родину дипломированным юристом, Казанцев около десяти лет занимался судебными расследованиями в городе Перми. Однако молодой человек год от года все больше и больше понимал, что его деятельность в качестве юриста абсолютно не то, к чему лежит его душа. Он больше не хотел быть служителем Фемиды.
Лишь в возрасте тридцати одного года Владимир Гаврилович Казанцев решительно меняет свою судьбу, поступив в Петербургскую академию художеств вольнослушателем, где начал постигать азы живописи. Руководителем пейзажного класса, в котором занимался Казанцев, был известный художник-пейзажист Михаил Клодт, влияние которого отчётливо прослеживается в творчестве уральского живописца, особенно в эпических произведениях. С первых дней учебы Казанцев обнаружил пристрастие к пейзажу. И к слову сказать, Казанцеву повезло работать в то время, когда пейзаж выходил на ведущие позиции отечественного изобразительного искусства.
Его непосредственным педагогом был также профессор пейзажной живописи В. Орловский, автор академических пейзажей с жанровыми мотивами. Начиная с 1883 года Владимир Казанцев становится постоянным слушателем академии, и начинает принимать участие в академических выставках. В том же году Казанцев выставляет на суд комиссии картину, за которую ему присваивают звание академического художника. А уже в 1884 году Владимир Казанцев получает звание свободного или внеклассного художника второй степени за пейзажную живопись. Принимал участие в выставках, в том числе передвижных, а также юбилейной академической в Берлине в 1886 году.
Успешно окончив академию, Казанцев много путешествует по России, запечатлевая своё восхищение природными ландшафтами в пейзажах. А в 1891 году Владимиру Гавриловичу за высокие достижения в живописи присваивают звание классного художника первой степени, еще через три года его избирают академиком Петербургской Академии Художеств.
Вернувшись из путешествия по России на Урал, Владимир Казанцев продолжил работу над пейзажами и постоянно экспонировал свои работы на выставках в Берлине, Петербурге, Харькове, Одессе, Казани, Екатеринбурге и Киеве.
«На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге».
Это полотно считается одним из самых известных работ уральского художника. В нем заключен документально-исторический подтекст. В 50-х годах XIX столетия возникла жизненная необходимость проведения железных дорог через всю Сибирь до Великого океана. В том числе начались работы над проектами по строительству Уральской железной дороги, часть которой была открыта в 1878 году. Под впечатлением от этого эпохального события художник написал свое знаменитое полотно «На полустанке». Которое также стало одним из первых индустриальных пейзажей XIX века в России. Не случайно именно эту картину приобрёл на выставке в Петербурге иркутянин В. Сукачёв, мечтавший, как и все его земляки, о железной дороге для родного города. К слову, в Иркутск первый поезд прибыл лишь в 1898 году.
Нужно также отметить, что сюжет и колористическое решение выделяют эту работу среди всех произведений художника. Как видим, на сравнительно небольшой по размерам картине Казанцев мастерски сумел передать ощущение бескрайних зимних просторов уральской снежной зимы. Лазурное высокое небо, озаренное восходящим солнцем, контрастирует с холодным перроном, засыпанным снегом. Чувствуется сильный мороз и некое умиротворение. Станционная будка, строения, маленькие фигурки людей будто застыли в заснеженном пространстве. Динамичность полотна подчеркивают лишь железнодорожные рельсы, убегающими влево от зрителя, и на втором плане готовый к отправке пассажирский состав.
Из биографических сведений известно, что Владимир Гаврилович помимо работы над картинами, непосредственно принимал участие в настенной росписи некоторых зданий строящихся вокзалов на Уральской железнодорожной магистрали.
Нужно отметить, что признание и славу автор получил еще при жизни, его современники в один голос заявляли, что он родился пейзажистом. Творческий путь Казанцева, как художника, хотя и продлился всего два десятилетия, но за это время художник создал ряд живописных полотен и этюдов, которые проникнуты его мыслями, чувствами и трепетным отношением к суровой красоте природы уральского края, а также к его жителям.
В наши дни живописное и графическое наследие Владимира Гавриловича хранится в музейных и частных собраниях. Его большая часть находится в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, а также в художественном музее города Полтавы, в котором художник жил и работал в последние годы своей жизни.
К слову сказать, усадьба Казанцевых играла заметную роль в культурной жизни Екатеринбурга (Свердловска) после революции. Здесь часто бывал Д.Н. Мамин-Сибиряк. В стенах дома действовал театр, а чудный сад был открыт для свободного посещения. Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк так отзывался о творчестве Владимира Гавриловича: «В.Г. Казанцев взял главным сюжетом своих картин драматические моменты борьбы света и тьмы, ласковые умирающие тона зелени, мягкие тени, чудное, точно повеяло смолистым ароматом хвойного леса, росой, набегающей струйкой дыма и вас охватывает такое бодрое и хорошее чувство, какое может дать только одна природа...»
К числу, почти забытых ныне живописцев, также можно причислить и Владимира Орловского — выдающийся русско-украинского живописца-пейзажиста. Увидеть галерею его работ и узнать о нем самом вы можете в нашей публикации: Почему забыли «корифея русского пейзажа» Орловского, который делил славу с Айвазовским.